У видеоигр есть огромное преимущество перед кинематографом. Я про реиграбельность. Повторное прохождение сильно отличается от повторного просмотра фильма – разработчики игр могут в «новой игре +» показать другие детали или даже изменить ваш взгляд на игру.
И это предисловие к тому, что сегодня я хотел бы поговорить об играх, которые обязательно надо пройти повторно, чтобы понять. Как обычно, буду рад, если вы дополните текст своими примерами игр в комментариях!
Hades
Чтобы раскрыть все сюжетные детали в Hades, мне понадобилось 100 часов. И я ни о чём не жалею.
В отличие от других «рогаликов», Hades показывает новый взгляд на механику смерти. Вы не просто начинаете с новыми знаниями о геймплее и думаете над исправлением своих ошибок, но и получаете дополнительные детали сюжета. В хаб-локации (дворце Аида) при каждой смерти вы услышите новые диалоги, где-то важные для сюжета, а где-то просто мимолётное перекидывание словами между жителями дворца.
И всё это сдобрено реакцией на ваши действия. Вы можете проходить квесты, помогая жителям подземного мира, можете налаживать связи с богами Олимпа, и это может возыметь реакцию после очередной смерти Загрея (главного героя) при попытке побега. Это просто нереально проработанная игра, и здесь даже не обидно умирать!
Мор.Утопия
Понять все секреты Мор.Утопии за одно прохождение невозможно. Ведь оно потратится на осознание того, что вообще перед вами за игра. И во время этого прохождения вы поймёте, пойдёте ли вы дальше, или вам это попросту неинтересно.
Николай Дыбовский (геймдизайнер игры) для некоторых стал своеобразным «российским Кодзимой». Только если Хидео пытается делать игры на грани авторского кино, то Дыбовский граничит со сложными театральными постановками.
Если у вас хоть раз было желание пересмотреть авторское кино, чтобы лучше его понять, то я рекомендую ознакомиться и с Мор.Утопией. При вашей успешной «совместимости» с игрой вы проведёте десятки незабываемых часов.
Nier/ Nier: Automata
Наверное, включать в этот текст Nier неправильно. В конце концов, игра после титров прямо говорит, что можно пойти дальше, пройти на новую концовку. Но давайте представим, что кто-то ощутил завершённость после достижения концовки «A».
Что оригинальная Nier, что Nier: Automata заставят вас пройти примерно половину игры вновь, чтобы узнать больше. Да, это бэктрекинг (повторное прохождение тех же локаций), но в Nier один из самых качественных бэктрекингов. История наполняется деталями, боссы становятся личностями, а игроку за монитором предлагают взглянуть на собственные действия с другой стороны. Это необычный игровой опыт, который стоит испытать на себе каждому фанату видеоигр.
Final Fantasy Type-0
Final Fantasy Type-0 поступает нечестно по отношению к игроку. Тут прямо вырваны куски сюжета, и в первом прохождении вы их никак не найдёте. Придётся либо смириться с этим, либо начинать «новую игру +» и проходить там новые миссии под названием Code Crimson.
Да, тут «новая игра +» предлагает реально НОВЫЙ контент: враги, боссы и кат-сцены. И это оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, тут, как и во многих других играх, просто история дополняется подробностями, но с другой стороны – вы ощутите чёткую нехватку информации при первом прохождении, что обесценивает его.
Shadow Of Memories
Сначала хотелось упомянуть что-то из серии Silent Hill, где есть секретные концовки, способные изменить восприятие, но… Давайте ограничимся прошлым предложением. Мне больше хочется рассказать о старой и недооценённой Shadow Of Memories. Позднее я хочу посвятить этой игре отдельный разбор.
Это очень необычный триллер, где важную роль играют манипуляции со временем. Естественно, эти манипуляции создают временные парадоксы, которые удивляют как в первом, так и в повторном прохождении. И эти же парадоксы немного «замыливают» глаз, и следить за сюжетом становится сложнее.
Но не переживайте – повторное прохождение расставит всё на свои места. Ну… третье точно расставит. А может и четвёртое. Вообще игра короткая, поэтому чувствуется, что разработчики рассчитывали заманить реиграбельностью, и, на мой взгляд, это получилось.
Stella Glow
Перепроходить пошаговую японскую RPG на 50 часов – занятие спорное. Но в случае со Stella Glow это может принести новые приятные эмоции.
Пройдя игру, вы будете знать о главном сюжетном повороте, что застанет вас врасплох при первом прохождении. И будет полной неожиданностью то, что конкретно эта сюжетная линия вас снова удивит!
Очевидно, что сценаристы понимали: два раза одна уловка не сработает. Поэтому наполнили сюжет новыми деталями и сделали так, что старые намёки заиграли новыми красками. В каком-то смысле новое прохождение даже лучше первого – сюжетные линии кажутся чётче, все возможные вопросы получают свои ответы, и все довольны. Но вот повторно участвовать в пошаговых боях… такое себе.
P.S.
Ещё я хотел упомянуть что-то из серии Souls или Bloodborne, но понял, что тут не помогает повторное прохождение. Куда лучше почитать вики по игре или посмотреть информативные разборы.
С другой стороны, повторное, спокойное прохождение больше способствует погружению в мир игры. Когда ты знаешь, откуда ждать засады и как бьют боссы, можно расслабиться и сильнее погрузиться в игру.