Найти тему
RBI. Строим искусство

«Не ходи в «Асторию» — попадешь в историю». Какими были гостиницы прошлого?

Не ходи в «Асторию» попадешь в историю, предупреждал нас городской фольклор сто лет назад. Такая репутация у гостиницы сложилась в 1920-х, когда здесь, по слухам, собирались бандитские группировки. А какой репутацией гостиница обладала до этого?

Сегодня мы с вами попытаемся проследить историю гостиниц в Петербурге, да и в «Асторию» тоже заглянем.

Петербург, созданный Петром I в начале 18 столетия, буквально сразу после появления столкнулся с проблемой размещения большого количества приглашенных иностранцев и мастеровых из других губерний. Естественно, решили воспользоваться опытом европейских соседей, где уже были и постоялые дворы, и отели, и трактиры.

Впрочем, какое-то подобие постоялых дворов у нас тоже уже было. Это были почтовые станции «ямы», где можно было остановиться в дороге, перекусить, отдохнуть самому и дать отдых лошадям.

В 1719 году был издан указ «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», и к началу 19 столетия в России их уже насчитывалось более трех тысяч.

Уже с 1719 года в Петербурге работало заведение «с постелями и кушаньем» . Это был Вольный дом Петра Милле, находившийся на Васильевском острове. Он представлял из себя двухэтажное кирпичное здание, где на одном этаже «иностранные купеческие и здешние всяких чинов люди трактировать могли за свои деньги», а на другом находились комнаты, где можно было остановиться на длительный срок.

Во времена Екатерины Великой начинают появляться заведения, уже напоминающие нам современные гостиницы. Например, «Демутов трактир» на Большой Конюшенной улице, 27. Номерной фонд состоял из комнат разного уровня. Здесь были и богатые апартаменты, и скромные комнатушки. Всего было около 50 номеров. У Демута бывали и Пушкин, и Грибоедов, и Тургенев, и Белинский и многие другие. Эта гостиница, меняя хозяев, просуществовала до 1890-х годов.

В этом здании располагался «Демутов трактир»
В этом здании располагался «Демутов трактир»

Еще одной знаменитой гостиницей считалась «Большая гостиница Париж» находившаяся в доме Шиля, на углу Малой Морской улицы и Вознесенского проспекта.

«Большая гостиница Париж», 1911 год
«Большая гостиница Париж», 1911 год

Интересно, что уже в начале 19 века за гостиницами был установлен четкий финансовый контроль и Городской думе вменялось в обязанность распределять количество  заведений во всех частях города.

Хозяева, конечно, старались развлечь своих постояльцев, устраивали и музыкальные вечера, и петушиные бои, и даже бильярд. Но с точки зрения современного человека  условия пребывания показались бы чудовищными. Во-первых, никакого «все включено», за каждую мелочь — за мыло, за зеркало, за полотенце нужно было доплачивать. А самое страшное — клопы. Причем в гостиницах любого уровня.

Ресторан на крыше гостиницы «Европейская»
Ресторан на крыше гостиницы «Европейская»

Есть воспоминания маркиза Астольфа де Кюстина о приезде в Петербург.

Он остановился в гостинице «Россия» (Hotel de Russe) на Михайловской улице (сейчас это гостиница «Европейская»), его номер состоял из трех просторных комнат, которые кишели клопами. Когда маркизу порекомендовали не садиться на мягкие диваны,он пришел в ярость. И тогда хозяин нашел выход из ситуации: в номер принесли новую походную кровать с чистым матрасом, поставили в центре комнаты, из которой вынесли абсолютно всю мебель. При этом ножки кровати погрузили в емкости с водой. Только после этого маркиз де Кюстин смог спокойно заснуть.

Вход в гостиницу «Европейская»
Вход в гостиницу «Европейская»

К началу 20 века в Петербурге было уже более 300 гостиниц. И вот, в 1911 году начали строить знаменитую «Асторию». Строительство шло очень интенсивно. Всего год понадобился архитектору Федору Лидвалю, чтобы сдать объект.

Гостиница «Бристоль», на месте которой построили  «Асторию»
Гостиница «Бристоль», на месте которой построили «Асторию»

Свое название гостиница получила в честь фешенебельных нью-йоркских отелей, которыми владели братья Асторы. Официальное открытие состоялось 23 декабря 1912 года. На это торжественное мероприятие съехались представители аристократии и буржуазии. А вот простым петербуржцам здание сначала не понравилось. В «Петербургской газете» вышла заметка: «Обезображение площади завершилось воздвигнутым отелем на углу Вознесенского и Морской. Вместо ожидаемого роскошного здания из-за лесов появился обыкновенный доходный дом, лишь кое-где — прилия ради — украшенный намеками на архитектуру». Однако очень быстро «Астория» стала считаться одной из лучших в Европе.

«Астория» в объективе Карла Буллы, 1913 год
«Астория» в объективе Карла Буллы, 1913 год

Гостиница была готова принять 350 человек и была оборудована по высшему разряду. Здесь, помимо зимнего сада, супер кухни, ресторанов, кафе, библиотеки и шикарных номеров, были невероятные новшества: централизованная система пылеудаления, вытяжки для очистки воздуха, паровое отопление, телефоны, ванны с фильтрованной водой и 10 роскошных лифтов.

Появление такого уникального объекта в самом центре Петербурга вызвало ажиотаж, и «Астория» стала самым модным местом. Но, к сожалению, гостиница не успела просуществовать и двух лет, как Россия вступила в Первую мировую войну.

Ресторан в гостинице «Астория»
Ресторан в гостинице «Астория»

Вскоре грянула и революция. В 1917 году здесь расположился штаб по борьбе с большевиками. А уже в 1918-ом году гостиница была национализирована и получила название «1-й дом Петроградского совета». Здесь жили с семьями первые лица новой власти, непременно останавливался Владимир Ленин, приезжая из Москвы в командировки, а также размещались участники II конгресса Коммунистического интернационала. Здесь можно было встретить Григория Зиновьева, Льва Троцкого, Александру Коллонтай и других.

В 1926 году гостиница перешла под управление общества «Интурист», есть легенда, что в то время номера прослушивались для контроля шпионов и «врагов народа».

В советское время «Асторию» часто снимали в кино, например, Андрей Миронов спускался из ее окна, уцепившись за край ковровой дорожки, в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссеров Эльдара Рязанова и Франко Проспери. Юрий Соломин и японская кинозвезда Комаки Курихара отметились здесь, снимаясь в мелодраме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». Марчелло Мастроянни отдыхал в гостинице после съемок в ленте Никиты Михалкова «Очи черные».

В 2002 году была завершена комплексная реконструкция Астории, после которой она превратилась в современную гостиницу мирового уровня. С недавних пор отель входит в состав мировой сети гостиниц Rocco Forte Hotels.

Автор: Екатерина Исправникова
Фото:
pastvu.com