Детский садик центра образования № 9 — этакий оазис чистоты и уюта среди уже немолодых 9-этажек на ул. Макаренко. Все дорожки аккуратно почищены, беседки покрашены, веселые дети бегают и играют среди сугробов.
Внутри здания уютно пахнет котлетами, все улыбаются, в комнатах эргономичная детская мебель, много разных развивающих игр и приспособлений для развития детей. Прямо рай. Захотелось хоть на часок почувствовать себя ребенком. И познакомиться поближе с человеком, которому родители доверяют своих детей 5 раз в неделю на 8 часов каждый день.
Знакомьтесь: Мария Михайловна Комаревцева, воспитатель младшей группы.
Я родом из Грузии. В 90-х вся семья переехала в Тульскую область, в Каменский район. Жила в Каменке, потом отучилась в педучилище в Черни и опять вернулась в Каменку — работать воспитателем. Потом был Ефремов — там я вышла замуж. И вот уже 10 лет я живу и работаю в Туле.
У меня сын и дочь. Так получилось, что, когда девочке исполнилось три годика, надо было найти место в детском садике. А заодно и работу. В детский садик на ул. Макаренко мы вышли на работу вместе с дочкой. В одну группу.
Я сама деревенская, и первое время меня пугали городские родители моих воспитанников. Все-таки деревенские жители более открытые и спокойные что ли. Вообще, общение с родителями, наверное, самое сложное в работе воспитателя. К любому ребенку можно найти подход, с родителями сложнее.
Для меня дети — это счастье. Не только мои родные дети, а вообще. Мы здесь одна семья, этому я учу их. У меня было уже три выпуска детсадовцев. Я помню всех деток, их родителей. При встрече мне рассказывают, как мои выпускники сейчас учатся в школе, как они живут. И я радуюсь их успехам. Неподдельная благодарность родителей и радость детей — для меня в моей работе самая большая награда.
В группе я всегда ориентируюсь на самых развитых и активных детишек — чтобы те, кто послабее подтягивались. В детском садике дети не только спят, гуляют и кушают. Мы занимаемся — рисуем, танцуем, учим песни и стихи, готовимся к школе. Занятия математикой по Петерсону мы начинаем со второй младшей группы (Людмила Петерсон — автор концепции и учебников по математике для дошкольников, начальной и основной школы. Прим. авт.). С языком знакомимся по методике Бунеевой (Екатерина Бунеева — автор концепции непрерывного языкового образования. Прим. авт.). Дети из последнего моего выпуска пришли в школу уже с умением читать, считать и писать. Реально мы с ними прошли программу первого класса. Детям в школе легко, а родителям спокойно.
Я с детьми много улыбаюсь и очень много шучу. А если вдруг они начинают шалить, говорю: «Сейчас я нахмурюсь». И дети сразу понимают, что сделали что-то не то.
Сейчас у меня новая группа — 15 малышей 2−2,5 лет. Они учатся всему каждый день. Ведь в садике они проводят гораздо больше времени, чем дома (если исключить ночной сон). И учатся в коллективе — от нас, взрослых, и друг от друга.
Для меня сейчас самый сложный момент с детьми — одеть их на прогулку. Приходится крутиться, одевать слоями — «сначала все надеваем штаны», «теперь все надеваем шапки» и так далее.
По своему опыту скажу: в младшую группу детки должны приходить с определенными навыками. Без памперсов! Ребенок 2 лет должен уметь пользоваться горшком и самостоятельно есть. Конечно, если не получается, мы поможем. Но это необходимые навыки.
Родители должны давать возможность ребенку самому одеваться, обуваться, расставлять на место свои игрушки. Короче, главная задача родителей — научить ребенка обходиться без их помощи, стать самостоятельным.
Есть дети, которые очень сложно привыкают к садику. Просятся на ручки. Их нужно обнимать, гладить, успокаивать. А есть такие, кто на ручки не пойдут ни за что. Тут только время нужно и любовь — они обязательно адаптируются, просто дольше остальных. От чего это зависит? Скорее всего, от установок в семье.
Я строгая — с родителями. Правило такое: в моей группе пропускать садик просто так, без уважительной причины, нельзя. У нас каждый день новые занятия, новые навыки, пропустил сегодня — завтра будешь в отстающих.
Самое суровое наказание для шалунов в моей группе — «посиди на стульчике, подумай». Потом, когда ребенок успокоится (а любой ребенок успокаивается, когда посидит), с ним разговариваем, обнимаемся и… продолжаем играть, заниматься. Совет родителям: если ребенок шалит, капризничает, вы не ругайте его, а говорите о себе, что вы расстроены, огорчены. На детей это действует. Гораздо сильнее, чем крики и ругань. С детьми работает доброта и любовь.
Современные городские дети не любят есть супы, некоторые не любят рыбу. Возможно, дома не принято готовить. Но у нас едят. А еще все дети любят макароны!
По сравнению с родителями бабушки более… капризные. У меня была одна — все снимала на видео, фиксировала каждое слово нянечки и воспитателя. У меня для всех одно правило: если есть что обсуждать, вопросы какие-то по распорядку или обучению — пожалуйста, вечером. Я для этого выделяю время. Все свое рабочее время я занимаюсь детьми.
Не люблю, когда ябедничают. Учу детей правильно коммуницировать, мы вместе разбираем рассказы и сказки, читаем и обсуждаем, как дружить, как общаться, как попросить, чтобы другие дети взяли тебя играть.
Считаю, если у ребенка есть любимая игрушка, он может принести ее в садик. Есть любимое одеяло, с которым ребенок легко засыпает? Приносите и его. Только не тревожьте и не волнуйте малыша. Ему должно быть тепло и спокойно. И дома, и в садике.
Дети и гаджеты — особая тема. Я много об этом разговариваю с родителями, объясняю, почему против телефонов. В моих группах только у одного мальчика был телефон. Он постоянно был занят им, не бегал, не играл. А если вдруг оказывался среди детворы, просто терялся. Считаю, до школы никакие телефоны детям не нужны. А родительские разговоры, что телефон в руках ребенка позволяет хоть как-то справиться с домашними делами, — это отговорки.
Ни в коем случае нельзя кормить ребенка под гаджеты. Лучше рассказывать истории и читать сказки.
Мультики? Ну куда ж без них. Но все хорошо в меру. Выбирайте добрые, обучающие мультфильмы. «Фиксики», «Маша и Медведь», «Синий трактор»… Дети очень легко обучаются по этим мультикам различать цвета, считать, да много чему.
Мой совет родителям, бабушкам и дедушкам: не пугайте детей, а учите на примерах. И задавайте им правильные вопросы: а как бы ты поступил? а чтобы ты сделал?.. И тогда вы вырастите Человека.
#gallery#