С 1 марта вступают в силу поправки в ПДД, касающиеся правил управления электросамокатами, моноколесами и гироскутерами. Владельцев средств индивидуальной мобильности ждет ряд существенных изменений.
За последние годы в России появилось много поклонников и противников таких средств передвижения. С одной стороны стоят удобство, небольшая стоимость для покупки или аренды, возможность не зависеть от пробок, с другой стороны – высокая аварийность, несоблюдение ПДД на дорогах общего пользования, травмирование пешеходов, быстрая езда по тротуарам. Власти некоторых российских городов выступали даже за полный запрет электросамокатов, но удалось выстроить диалог с бизнесом и законодателями. Итогом стал ряд поправок в ПДД.
Во-первых, формальный вопрос. Электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, сегвеи, электрoскейтборды, моноколеса и подобный им транспорт вне зависимости от мощности двигателя получили официальный статус "средство индивидуальной мобильности" (СИМ). К механическим транспортным средствам они не относятся.
Во-вторых, устанавливается ограничение на скорость. Оно существовало и раньше, но владельцы прокатов электросамокатов делали это самостоятельно. Так, например, в парках нельзя было разогнаться быстрее 15 км/ч, а на некоторых улицах города – более чем до 25 км/ч. Это останавливало не всех, так как помимо проката существует возможность покупки личного СИМ, а некоторые модели имеют скорость 60–80 км/ч. При этом специальных ограничений, закрепленных законодательно, не было. Теперь они существуют для всех – быстрее 25 км/ч разгоняться нельзя. На устройствах должны быть фары и тормозная система. Днем и ночью нужно передвигаться исключительно со включенными фарами, пишет в понедельник, 27 февраля, ТАСС.
Также вводятся требования к массе и движению СИМ. Вес электротранспорта, на котором рaзрешается перeдвигаться по трoтуарам, вело- и пешeходным дорожкам, не должен прeвышать 35 кг. На автомобильных дорогах масса не будет играть роль, только возраст водителя. Он должен быть старше 14 лет. Передвижение допустимо исключительно по правому краю дороги или велосипедной дорожке, если она предусмотрена. Заехать на любую улицу или тем более магистраль не получится. Поездки разрешат только там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Для того, чтобы водители понимали, куда можно заезжать, а куда запрещено, установят специальные дорожные знаки. Власти регионов сами будут принимать решения о том, где разместить обозначение.
Эксперты считают, что СИМ долгое время были в "серой зоне" и хорошо, что проблема начала решаться. Однако пока неясно, кто будет контролировать соблюдение новых правил. Например, кто остановит водителя электросамоката, едущего по тротуару со скоростью более 25 км/ч. В случае, если все-таки будут выделены сотрудники ГИБДД для контроля на тротуарах, то на чем будут передвигаться они, также непонятно. В новых правилах не прописан и момент с номерами на самокатах. Чаще всего их нет, либо они очень маленькие, чтобы разглядеть. Это не позволяет быстро идентифицировать водителя. Эксперты настаивают на том, чтобы был принят механизм регистрации СИМ, введены номера, возможность выписывать штрафы. Тогда ситуация на дорогах будет меняться.
Ранее в Министерстве транспорта России заявили о необходимости создания инфраструктуры для использования электросамокатов, моноколес и других средств передвижения. В частности, речь идет о парковках на тротуарах, пешеходных дорожках и улицах, рядом со станциями метрополитена, но без препятствий для движения пешеходов. Кроме того, в ведомстве хотят, чтобы самокаты стали альтернативой личным автомобилям и общественному транспорту.