За время Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Иван Киселёв совершил 156 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 14 самолётов противника. В одном из жестоких сражений, будучи раненым, потерял ногу, но впоследствии сумел вернуться в авиацию!
Киселёв родился в семье бедного крестьянина деревни Хреново Сасовского района Рязанской губернии в 1919 году. Там окончил сельскую школу, потом пошёл учиться в школу фабрично-заводского ученичества. В 1935 году, работая слесарем на московском заводе, он без отрыва от производства закончил Измайловский аэроклуб, по спецнабору попал в Тамбовскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота, а затем стал пилотировать пассажирские самолёты Р-5. Но эта машина его не устраивала: хотелось освоить истребитель. В 1940 году Киселёв прошёл новый курс обучения и вышел из стен Львовской школы военных лётчиков пилотом самолёта И-16.
Война застала его в запасном авиаполку в должности инструктора. Он рвался на фронт, но его не отпускали — нужно было готовить молодые лётные кадры для схваток с противником. Самому Киселеву встретиться с врагом пришлось только в 1943 году, когда его перевели в боевой полк, действовавший в районе устья Днепра на юге Украины.
28 ноября 1943 года за Днепром, в районе города Никополь, был обнаружен немецкий аэродром. На стоянке было сосредоточено больше сотни самолётов. Наше командование приняло решение нанести по аэродрому массированный штурмовой удар.
В солнечный, тёплый день в голубое небо были подняты два десятка Як-7. Набрав высоту до 5000 метров, самолёты взяли курс на аэродром врага. Под крыльями – по две 50-килограмовые фугасные бомбы. Углубившись в тыл врага незамеченными, наши истребители-штурмовики развернулись и, скрываясь в лучах заходящего солнца, подошли к аэродрому. Переведя самолёты в пологое пикирование, советские летчики устремились к цели. На аэродроме взорвались бомбы, забушевало пламя. Иван Киселёв, следуя за своим командиром, видел, как, прижав хвосты к земле, крыло в крыло стояли вражеские машины. Некоторые из них уже горели, швыряя в небо снопы искр с чёрными султанами дыма. Киселёв повернул немного самолёт и устремился на грязно-серый силуэт «Юнкерса», нажал на гашетку пушки. Светлые шарики снарядов врезались в гофрированную обшивку Ju-52, разрывая её в клочья. Наш лётчик увидел, как загорелся центроплан машины. Когда наши самолёты разворачивались для повторной атаки, на аэродроме взорвался склад снарядов, расколов небо огненными мечами. Вспыхивали и клубились оранжевым огнём бензоцистерны. В этот момент немецкие зенитчики начали обстрел советских самолетов.
Группа старшего лейтенанта Александра Ситковского, в которой находился Иван Киселёв, была перенацелена на штурмовку зенитной артиллерии врага. Пулемётно-пушечный огонь сёк по вражеским орудиям и живой силе. Зенитки замолчали.
Впоследствии, выполняя боевые задания на на южном фронте, Иван Михайлович Киселёв совершил более 40 боевых вылетов, сбил 4 немецких самолёта, уничтожил несколько паровозов, десятки автомашин, около взвода солдат и офицеров.
В Апреле 1944 года, когда войска Южного фронта перешли в наступление, лейтенант Киселёв вылетел во главе четвёрки Як-7 на охрану переправы через Сиваш. Погода стояла солнечная, весенняя, по небу медленно двигались перистые облака. «Яки» набрали высоту и, внимательно наблюдая за воздушной обстановкой, приступили к патрулированию. Прошло уже более 30 минут, а враг не показывался. Подходило время для смены. Но внезапно со станции наведения поступила команда атаковать врага. Иван Михайлович увидел на фоне голубого неба чёрные силуэты бомбардировщиков Ju-87. Две группы шли чётким строем «ромб», по 12 самолётов в каждом. Их охраняли 16 истребителей. Переведя самолёт в пикирование, лейтенант Киселёв пошёл в атаку на встречных курсах. Вражеские самолёты приближались. Он направил свой истребитель на головную машину первой группы. В оптический прицел вписались крылья «Юнкерса». Пора открывать огонь, но в эту секунду «Лапотник» резко пошёл вниз, и Киселёев и ударил пулёметно-пушечным огнём по другому «Юнкерсу». Тот вспыхнул и пошёл к земле. Строй вражеских машин нарушился. Пикируя и разворачиваясь, «Юнкерсы» сбрасывали бомбы в серую степь. Переправа через Сиваш продолжала спокойно работать...
За период освобождения Крыма Иван Киселёв совершил 21 вылет, провёл 7 воздушных боёв и сбил 7 самолётов противника, за что был награждён орденом Отечественной войны II степени. После Крыма он воевал в Белоруссии и Литве, освобождал Оршу, Витебск, Минск, Молодечно, Вильнюс.
День 20 Августа 1944 года в памяти Ивана Михайловича запечатлелся на всю жизнь. Лейтенант Киселёв был назначен ведущим восьмёрки новых самолётов Як-9К, сопровождавших большую группу пикирующих бомбардировщиков Пе-2, шедших бомбить скопление вражеских войск в районе Шауляя. Когда советские бомбардировщики стали заходить на цель, сверху свалились немецкие истребители. Завязался бой. «Фокке-Вульфы» остервенело рвались к бомбардировщикам. «Яковлевы» не подпускали гитлеровцев.
В один из моментов воздушного боя Иван Киселёв увидел, как фашистский самолет заходит в хвост «Петлякову». Киселёв развернул машину и ринулся в атаку. Меткая очередь из пушки – и «Фокке-Вульф» вспыхнул. Это была 14-я личная победа Киселёва. Однако в бою один из снарядов ударил в кабину его самолёта и перебил лётчику ногу. Сильная боль обожгла тело, в глазах потемнело. Киселёв начал терять сознание. Напрягая волю, лётчик собрался с силами и вновь пошёл в атаку. «Петляковы» выполнили задачу и невредимые, таким же плотным строем, как шли на цель, вернулись домой. Их зорко охраняли истребители. Тяжело раненный Иван Киселёв, теряя силы, упорно вел самолёт на родной аэродром и, пролетев 150 километров, успешно приземлился. Вечером в полк пришло сообщение о том, что лётчик Иван Михайлович Киселёв награжден орденом Красного Знамени.
А вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий: «Ивана Киселёва - застенчивого, способного по-девичьи краснеть от товарищеской шутки, очень молодого тогда, но вместе с тем зрелого и опытного лётчика – любили все, кому доводилось узнать его поближе. Роста он, как и многие лётчики-истребители, был невысокого, фигура – по-мальчишески худощавая, и друзья, обращаясь к нему, называли его шутливо: Сынок. На дружеское это прозвище Киселёв никогда не обижался, да и шло оно как-то к нему, но воевал столь умело, дерзко и отважно, что многие из тех лётчиков, кто был и старше его и опытнее, могли бы многому у него поучиться.
Полк, в котором воевал Старший лейтенант Киселёв, в августе 1944 года базировался на аэродроме под Каунасом. Мы как раз получили новые Як-9К с 45-миллиметровой пушкой. Это было мощное оружие. Два-три снаряда из неё превращали вражеский бомбардировщик в груду горящих обломков. Причём пушка позволяла вести огонь с большой дистанции, не входя в зону, простреливаемую самолетами противника, и потому Як-9К стал настоящей грозой для бомбардировочной авиации фашистской Германии. Для таких целей мы эти истребители обычно и использовали. В ударные группы включали Як-9, а в группы прикрытия – либо Як-1, либо Як-7. Такие комбинированные, смешанные группы давали наилучшие результаты. Дело в том, что Як-9К был несколько тяжеловат и, обладая высокой эффективностью в борьбе с бомбардировщиками, уступал другим, более лёгким и маневренным самолётам Яковлева в бою с вражескими истребителями. А в смешанных группах преимущества и тех и других самолётов усиливались оттого, что они в бою взаимно дополняли друг друга, создавая возможность наилучшим образом проявить все свои сильные стороны.
В одной из таких смешанных групп 20 августа 1944 года вылетел старший лейтенант Киселёв. Стало известно, что группа обнаружила в воздухе противника и ведёт тяжёлый бой. Позже выяснилось, что Киселёву удалось поджечь вражескую машину, но на выходе из атаки и сам он получил две здоровенные пробоины.
Когда я увидел заходивший на посадку одиночный истребитель, сразу же мелькнула догадка, что в самолете – раненый летчик. Но сел самолет нормально. Лишь в конце пробега его развернуло в сторону, и он встал поперёк полосы. Когда подъехали санитары, мотор у «Яка» уже не работал, и мы увидели в кабине потерявшего сознание Киселёва. Выстрелом ему оторвало ногу. Как истекающий кровью Киселёв сумел довести до аэродрома и посадить машину, я до сих пор не знаю.»
В мае 1945 года, после выздоровления, Иван Михайлович Киселёв настоял, чтобы его направили в его часть. Несмотря на протез, он вскоре стал летать на «Яках». В декабре 1945 года демобилизовался, несколько лет работал в Главном управлении Гражданского Воздушного Флота, окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, образовательным правопреемником которой выступает Российский Государственный Социальный Университет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Уже в мирной жизни со многими вопросами приходилось сталкиваться секретарю парткома Министерства гражданской авиации СССР Ивану Михайловичу Киселёву, подсказывать людям, советовать, находить правильные решения. Недаром товарищи говорили о нём так: «Правильный человек.»
Иван Михайлович Киселёв скончался 6 апреля 1987 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.