Найти тему
Провинциальные хроники

Сократить летние каникулы школьников и отпуск учителей – идея абсурдная и едва ли выполнимая

Здравствуйте, дорогие читатели! Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) предлагают сократить школьникам летние каникулы, потому что они – самые длинные в мире.

И причина не в том, что дети «за лето всё забывают», а в том, что остаются без присмотра: бегают, прыгают, плавают, лазают – себя калечат и даже убивают. По данным вуза, смертность у детей 5-9 лет летом вырастает на 21%, а у подростков 10-14 лет даже на треть. Дети постарше становятся поумнее, но рост тоже наблюдается (15-19 лет – на 19%).

Эксперты утверждают, что в других странах такого нет. Там каникулы короче, чем в России. В Великобритании, Германии и Дании летом гуляют только полтора месяца, во Франции – два месяца. В Испании летние каникулы почти совпадают с нашими, но всё равно, на неделю короче.

Дискуссия о том, каким быть каникулам, ведётся уже давно. Продолжительные каникулы у наших детей со времён Советского Союза. В каникулы дети успевали побыть и в пионерских лагерях, и трудовых лагерях, и отработать школьную практику.

И отдых был в основном активный – играли в лапту, футбол, слонялись по улицам. Кто-то читал, ездил в лагерь, отдыхал с родителями, в деревне помогал по хозяйству. Сегодня дети много времени проводят в телефонах, сидят у экранов компьютеров. А если развлекаются, то чаще присмотреть за ними некому – отсюда и травматизм, и правонарушения.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В прессе пишут, что решение, скорее всего, всё-таки будет принято. Этим летом не успеют, конечно, но западный опыт всегда кажется более привлекательным, хотя с высоких трибун чиновники и разные эксперты возмущаются «недружественными» странами и санкциями.

Но позаимствовать пример коротких каникул в два или в полтора месяца эксперты не против. Есть у них, да и не только у них, один весомый аргумент в пользу принятия этого решения – дикая перегруженность школьной программы, а, вернее, детей, у которых уже в средних (не говоря о старших) классах по 7 – 8 уроков каждый день.

Плюс домашние задания с проектами, презентациями, поделками, творческими работами, олимпиадами и просто задачами, упражнениями, параграфами, стихами и прочими обычными атрибутами домашки. Качество знаний падает, школьники перегружены.

Что-то делать надо – озабочены эксперты. Но разве сокращение летних каникул – это выход?
Во-первых, разве можно поверить нашим чиновникам, людям порой далёким от школы, что ежедневная нагрузка учеников сократится, и количество уроков за счёт лишнего месяца тоже сократится до 6 – 7-ми?

Это же нужно СПЕЦИАЛИСТАМ, болеющим за школу и понимающим текущие проблемы образования, сесть и подумать, ЧТО убрать из расписания, КАКИЕ предметы лишние, КАК разумно организовать учебный день школьника.
Учителя возмущаются в своём сообществе:

«Климат другой, вот и каникулы в другое время. А нам лишь бы все западное яркое, крутое перенять. А пока перенимаем, перевернем так, что мама не горюй! Зато круто! Тут, в своих грязных подъездах, на грязных улицах, а как на крутом Западе!»

Во-вторых, на целый месяц дольше школьники будут загружены домашними заданиями. Не верю, что их станет меньше, потому что из-за мониторингов типа ВПР и прочих тестов насыщенную ФГОС программу некогда проходить.

И лишний месяц не поможет, потому что найдутся другие предметы и важные дисциплины, без которых никак нельзя.

В-третьих, как вместить в сокращённые каникулы ЕГЭ и ОГЭ?
В-четвёртых, короткие каникулы никак не помешают школьникам сидеть в телефонах и перед компьютерами. Контроль за досугом детей – это дело родителей в любом случае - и при длительных каникулах, и при коротких.

В-пятых, кто-нибудь из этих экспертов вёл летом уроки в школе где-нибудь на юге России, в 35-40 градусную жару, когда в кабинете уже в мае духота невыносимая.

Источник: Южные дела
Источник: Южные дела

Вот пишет учитель в сообществе:

«Сразу представила наше кавказское лето. Мы умираем в мае и сентябре. У меня верхний этаж и солнечная сторона. Бывают недели, когда температура в кабинете даже за ночь не опускается ниже +30. С третьего урока дети уже почти ничего не соображают и мечтают только о том, чтобы день закончился».


Или:

«Я даже в Петербурге на 3 этаже на солнечной стороне часов с 12 в мае (если действительно тёплый май) умираю. Окна настежь, но не помогает, детям тоже плохо становится».

И самое главное – сокращение каникул повлечёт за собой сокращение учительского отпуска. Известно, что многие учителя держатся за свою работу только из-за него. Острый дефицит учителей по всей стране уже мешает учебному процессу.

А что будет потом, если не дай Бог, примут такое решение. В школы в регионах с низкой зарплатой учителей калачом не заманишь. Да и столичные педагоги тоже задумаются.

Вы только почитайте, что пишут учителя:

«Как же много экспертов влияет на систему образования, причем ни один из этих экспертов ни секундочки не работал ни учителем ( ни воспитателем). В учительской профессии единственный плюс – отпуск всегда летом и 56 дней! Больше ничегошеньки! Если это сделают, думаю, что больше ничего уже большинство коллег не удержит на этой работе».

Или:

«Как только урежут летние каникулы, лично я уйду из школы, ибо только длинный отпуск меня держит в этом аду».

«Меня тоже держит только отпуск. Пусть рангхизовцы к доске встают».

И всё-таки хочется закончить статью оптимистично – словами одной учительницы:

«Не урежут! Это абсурд какой-то для России. А во Франции каникулы меньше, потому что в течение года больше отдыхают: и Рождественские больше и Пасхальные!!!»
Екатерина Алтабаева
Екатерина Алтабаева

Замглавы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева, комментируя исследование ученых, выразила уверенность,

«что о детях стоит заботиться не сокращением их отдыха, а правильной его организацией. Необходимо подумать о восстановлении системы оздоровительных лагерей, где дети смогут поправлять здоровье. Ведь в настоящее время, по мере взросления школьников, у них растет число заболеваний, в том числе и хронических». Источник здесь.

Действительно, оглядываться на Запад в этом случае не стоит. Климат и добрые традиции своей страны всегда нужно брать во внимание.
Есть над чем задуматься нашему Министерству просвещения - как снизить загруженность школьников учебными дисциплинами, тестированием, уроками, домашними заданиями, что предложить ребятам на каникулах - бесплатные секции, кружки, лагеря, чтобы отвлечь их от смартфонов и помочь тем самым родителям.
А вы, уважаемые читатели, как относитесь к инициативе экспертов вуза сократить каникулы?