Найти тему

Бунинские места, городище, похожее на кратер вулкана, затяжное половодье

Наше возвращение с юга приходится на выходные, связанные с празднованием 9 мая, поэтому народу в Кривоборье, куда мы традиционно заехали на ночлег, очень много. Но несмотря на это тихий сон нам обеспечен, ведь ночуем мы всегда не у обрыва, а неподалеку, но совсем не в популярном месте. С вечера просматриваю карту, куда бы еще заехать?
Галичья Гора. Мы там были еще до кончины Петра Дудина, почему бы не заехать еще раз, посмотреть, что изменилось. Вот фото пятилетней давности оттуда, мы кормим птенца балобана.

Теперь тут большие изменения: вход стал платным, птицы посажены в вольеры. Сотрудники сказали, что из-за возможных изменений законодательства скоро и этого может не быть.

кречет
кречет

сипуха
сипуха

Время еще даже не перевалило за полдень, а мы уже ехали к Ельцу, решив завернуть к мельнице. А там – просто тьма народу, весь берег в машинах, но нам туда и не нужно. Стоим наверху, смотрим, как одна вереница посетителей сменяет другую на подвесном мосту. У охранника, чувствуется, за этот день случился весь средний по региону заработок.

-4

Скучно тут и слишком, слишком много людей. Ходят даже тут, сверху. Но я знаю местечки неподалеку, которые туристу не милы и почти неизвестны. Туда и поедем! Места эти связаны с жизнью Ивана Бунина, уроженца липецкой губернии.Васильевское, Знаменское, Озерки… «Лощинка, бугор, на бугре срубленный лес, запах костра. Два-три уцелевших дерева»… Вот она — сила слова, а что сейчас? Не с появлением ли фотографии утратили мы таланты так живо, ёмко описывать окружающую действительность?
Случайно по дороге из одной полузаброшенной деревни в другую предстает перед нами старинная березовая аллея, такая сочная в молодой зелени, уж не перенеслись ли мы в бунинскую эпоху, открыв секретный проход?

Извилистая дорожка, петляя, уходит в далекую даль, по бокам от нас – свежие, налившиеся соком березы. Родные березоньки, так давно мы не видели вас, что хочется прильнут к вам, говорить вам приветливые слова и тихо плакать от счастья, вдруг хлынувшего в душу.

-5

А внизу, вы только посмотрите! Притаились цыплятки первоцвета весеннего, на длинных ножках тянутся они к солнцу, пробив слежавшийся ковер прошлогодней травы.

-6

Ну разве возможно проехать мимо столь ярких цветов? Но береги их, не затопчи, не сорви, каждый – творение природы, как и все мы.

-7

К концу дня мы прибываем к памятному знаку, посвященному Ивану Бунину. Он стоит на повороте к грунтовой дороге, некогда ведущей в родной хутор писателя – Бутырки.

-8

Саму грунтовку, правда, уже давно стали перепахивать, засаживать поле сельхоз культурами, и нам приходится около полутора километров немного помять озимые. Хорошо, что сухо и по чернозему едется отлично.

-9

«Тут в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной», — вспоминает о Бутырках писатель. От дома того, равно как и от хутора, ничего не осталось. Только в тени мохнатых сосен на краю широкого оврага стоит сейчас серый деревянный крест. Похоже, именно здесь стоял дом отца Бунина. Вот уж и вправду «великий простор без преград и границ», далеко видать окрестности, и человеку северному, привыкшему к бесконечным темным лесам, пейзаж покажется наискучнейшим.

-10

На другой день не без нервотрёпки преодолели Орёл (было 9 мая) и заехали в уже давно знакомое место поснимать с квадрокоптера. Городище Звенигород на реке Неполодь. Конечно, никакого отношения к ныне подмосковному городу городище не имеет. По данным археологов Звенигород был центром удельного княжества в XIII-XV веках. Земляной вал очень чётко виден с высоты, особенно в весенний период.

-11

Мне напомнило кратер потухшего и заросшего растительностью вулкана. Рядом посреди высоких холмов течет Неполодь, а холмы сложены известняками.

-12

Однажды покинув дом, как же не хочется возвращаться. Интересно, только ли у меня такое чувство? Вот и я, откладывая эти минуты, прошу Андрея заехать туда-то и туда-то. Под Болховым удивляемся тому гряземесу, который мы видим в залитых водой полях, ведь в липецкой области еще вчера всё было идеально. Так и не смогли добраться до нескольких мест, к церкви на реке Нугрь дорога была так сильно изуродована тракторами, что мы, не доехав трех километров, повернули обратно.

-13

Пока мы наслаждались уже летней погоде в тысяче километрах отсюда, в регионе беспрестанно шли дожди. Из-за чего половодье, начавшееся еще в начале апреля, в день нашего отъезда, ещё даже не спало! Конечно, не можем не снять реку Жиздру с коптера. Нечасто застаем такие разливы.

-14
-15

Кажется, погоду мы сюда привезли хорошую: выглядывает солнце, синие тучи нехотя плывут прочь. А почему бы не глянуть, как дела в пойме Оки? Заедем в Перемышль, тут совсем рядом. Кстати, Перемышль – это древнее село, оно и по названию понятно. А места здесь – ух как завораживают. С холма у храма открывается великолепный вид на пойму Оки, озеро Бездонное.

-16

Не знаю, какая у него глубина, но то, что оно длинное – это факт. Когда-то было, видимо, одним из русел Оки.
Ох уж эта весна, вот это красок она добавляет в нашу жизнь. Даже мы, приехавшие из без пяти минут лета, в восхищении смотрим на контрасты весенней природы. Над нами быстро плывущие синие дождевые облака, вдали темнеет сырая пашня и лес. Свинцовым цветом отливает озеро, рябью возмущенно проходит по нему лихой ветер.

-17

А тут, на холме, укрытом уже рослой зеленой травой, надели свои желтые шапочки одуванчики, несмотря на затяжную весну они знают, — пришел их черёд. И нам пришла пора. Вернуться.

Это была завершающая часть рассказа о весеннем путешествии 2022 года, надеюсь, в скором времени снова отправиться навстречу весне.

-18