Найти тему

В Самару! Дом, семья и вероисповедание подрядчика Алексея Нуйчева

Имя строительного подрядчика Алексея Нуйчева в Самаре связано прежде всего с его великолепным доходным домом, выстроенным по проекту Михаила Квятковского на углу нынешних улиц Самарской и Рабочей. Первоначально строившийся для Крестьянского поземельного банка модерновый особняк, где на фасаде гармонично соседствовали бородатые атланты , маски античных богинь, слоны и тритоны в окружении бабочек и подсолнухов, позже оказался в распоряжении гимназии сестер Харитоновых, да так и остался за учебными заведениями до сегодняшнего дня.

Улица Ленинградская, 45, дом Алексея Нуйчева
Улица Ленинградская, 45, дом Алексея Нуйчева

Собственный дом Нуйчева находился на главной торгово-прогулочной улице Самары Панской и так же был хорош. Усадебное место с нынешним адресом Ленинградская,45 ,согласно окладным книгам, с 1877-го года принадлежало самарскому мещанину Тимофею Васильевичу Старкову, позже – его сыну Якову Тимофеевичу. Старковы выстроили на участке полукаменный двухэтажный дом, одноэтажную лавку и деревянную избу со службами во дворе, а в 1893-м году усадьба оказалась в собственности сразу шестерых новых владельцев – А.Т. Хализовой, Л.Т. Труновой, А.Т. Щетининой, А.Т. Яновой, Е.Т. Дольновой и М.Т. Поповой.

Композиционный центр здания смещен влево из-за визуально обособленной правой части с узкими окнами-бифориями.
Композиционный центр здания смещен влево из-за визуально обособленной правой части с узкими окнами-бифориями.

Причиной смены собственников, видимо, стала «коммерческая несостоятельность» прежнего владельца. Доли усадьбы еще 17 лет переходили из рук в руки, пока, наконец, в 1910-м году весь участок со строениями не выкупил Алексей Федорович Нуйчев. В начале мая 1911-го подал в городскую Управу прошение на постройку «трехэтажного на подвале» дома, и 18-го мая разрешение получил.

Породившие легенду об "иудейском вероисповедании" владельца звезды Давида на фасаде
Породившие легенду об "иудейском вероисповедании" владельца звезды Давида на фасаде

Автором проекта специалисты считают Дмитрия Вернера. Отсутствие документального подтверждения объясняется, видимо, тем, что Вернеру, занимавшему в то время пост городского архитектора, особо не полагалась частная практика. Причем спустя всего несколько лет Нуйчев, будучи гласным самарской Думы, обвинял Вернера в увлечении коммерческими заказами и пренебрежении к общегородским работам.

Оконные проемы лучковой формы в третьем этаже и прямоугольной в нижних  имеют  дробную "модерновую" расстекловку
Оконные проемы лучковой формы в третьем этаже и прямоугольной в нижних имеют дробную "модерновую" расстекловку

Главный фасад трехэтажного дома, имеющего благодаря смещенной влево центральной оси асимметричную композицию, оштукатурен, декорирован вставками светлой глазурованной керамической плитки и лепными деталями. Расположенная в композиционно обособленной правой части входная группа визуально «поддержана» балконом третьего этажа.

Дом Нуйчева можно считать  египетской «визитной карточкой» Самары.
Дом Нуйчева можно считать египетской «визитной карточкой» Самары.

Что касается декоративного оформления – основная композиция поделена на части пилястрами. В межоконных простенках размещены обелиски-гермы с женскими скульптурными портретами, карниз над ними увенчан вазонами с растительным орнаментом. Гермы, как известно, покровительствуют людям, использующим меры и числа, что для строителя Нуйчева было актуально. В декоре присутствует популярная в те годы египетская символика, и главным элементом служит фриз с изображением богини Исиды с мастерком и треугольником в руках.

Во фризе - крылатая богиня Исида со строительными инструментами в руках.
Во фризе - крылатая богиня Исида со строительными инструментами в руках.

Подоконное пространство между вторым и третьим этажами оформлено нишами с барельефами из расположенных веером орлиных перьев, а в центральной части фриза размещены две Звезды Давида. Этот элемент натолкнул ряд краеведов на мысль, что Алексей Федорович Нуйчев якобы исповедовал иудаизм. Ну что тут сказать! Если следовать этой логике – чего уж останавливаться, можно предположить у самарского подрядчика и египетские корни.

Сохранившаяся дореволюционная реклама арендаторов на торце дома Алексея Нуйчева
Сохранившаяся дореволюционная реклама арендаторов на торце дома Алексея Нуйчева

В действительности же известно, что уроженец Бузулука Алексей Нуйчев с юных лет жил в Самаре, в январе 1879-го года в возрасте 18 лет женился на дочери самарских мещан Пелагее Ниловне Марычевой, и, согласно записям церковных книг, 25 октября 1879-го года родилась его первая дочь Мария. Межконфессиональных браков в мещанской среде в то время, как мы знаем, быть не могло.

Подоконные ниши украшены барельефами из орлиных перьев
Подоконные ниши украшены барельефами из орлиных перьев

Впоследствии родились еще дочери – Мария (названная в честь первой, умершей в возрасте 8 месяцев), Екатерина, Зиновия, Надежда, и наконец, 25 мая 1895-го года – долгожданный сын Анатолий. Дети были крещены в православии, все члены семьи являлись прихожанами Троицкой церкви.

-9

Об участии Алексея Федоровича Нуйчева в жизни самарской иудейской общины нигде и никогда не упоминалось. Кстати, на домах видных представителей самарского еврейства– Соломона и Моисея Гринбергов, Матвея Чаковского, Исайи Либерфорта, Моисея Бобермана, Ратнеров и Мартисонов – никакой иудейской символики не наблюдается.

Лестничный блок с коваными ограждениями
Лестничный блок с коваными ограждениями

Еще известно – из окладных книг – что домовладелец А.Ф. Нуйчев с семьей проживал в особняке до 1917-го года, торговые залы первого этажа сдавал Товариществу «Проводник». Реклама крупной фирмы, производившей резиновые и каучуковые изделия от галош до автомобильных шин и имевшей отделения по всей России, до сих пор сохранилась на торцевой стене.

Особняк увенчан аттиковой стенкой с вазонами по осям расположения скульптур-герм
Особняк увенчан аттиковой стенкой с вазонами по осям расположения скульптур-герм

Что касается послереволюционной судьбы семьи – «Книги памяти» сообщают, что 1 декабря 1930-го года Алексей Федорович Нуйчев, "беспартийный, русский, рабочий", стоящий на пороге 70-летия, был арестован по обвинению в «контрреволюционной пропаганде и агитации». Еще один известный факт – все дети сменили фамилию, и Нуйчевы стали Ивановыми. Бывший особняк Нуйчевых сейчас занимают офисы нескольких организаций.