Найти тему
Октагон.Медиа

Масленица надежды и проводов

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

В этом году Масленица пораньше, чем в прошлом: в предыдущем сезоне блинная неделя пришлась на начало марта, а нынче календарная зима ещё не закончилась, а её уже вовсю провожают. Соответственно, сдвинулось и Прощёное воскресенье, которое пришлось на последний красный день февраля и что особенно примечательно, на завершающий день длинных праздничных выходных.

В России вообще больше принято провожать, чем встречать: под проводы подпадает прощание со старым годом, с зимой, с весной – в формате славянского праздника Пролетье, а затем и с летом – в виде праздника сбора урожая. Конечно, большинство этих проводов трудно назвать праздничными, потому что в расставании, например, с летом, нет ничего особенно хорошего, но вот зиму в России прогоняют в основном с удовольствием, хотя иногда и не без затаённой грусти, а в отдельные исторические периоды – и со слезами на глазах. Поминки по уходящей зиме не случайно по давней традиции сопровождаются выпечкой и поеданием блинов, которые формой похожи на солнце, отогревающее стылую землю от снегов. А православная традиция просить друг у друга прощения тоже совсем не зря приходится именно на Масленицу, когда происходит переход от зимы к весне.

Получается, что конец зимы – такое особое время года, когда накапливается критическая масса поводов для взаимного покаяния.

Эта зима отличалась от всех привычных и предыдущих тем, что не была мирной и потребовала от страны и граждан особенного напряжения, которое предопределяет и повышенный запрос на скорую весну с теплом и солнцем. Гидрометцентр в отличие от социологических служб, однако, не спешит обнадёжить россиян добрыми прогнозами с климатических фронтов, а, наоборот, предупреждает о довольно морозном и бессолнечном марте в центральных регионах РФ.

Конечно, уже то хорошо, что не предвещается лютых морозов, которыми напоследок нередко отмечается уходящий зимний сезон. Но вместе с тем не приходится ожидать и таких перемен в погоде, о которых спел в своей давней песне Николай Расторгуев из группы «Любэ», напомнивший, что в начале марта 1953 года похороны Сталина сопровождались первыми проталинами.

Провожаемая зима не внесла ясности в происходящее, не приблизила к разгадке сроков затяжного и тяжёлого конфликта, а, наоборот, добавила ещё больше неопределённости в вопрос о будущем.

С одной стороны, тверда и неоспорима позиция защиты рубежей, с другой – происходит нарастание усилий по вразумлению геополитических оппонентов и склонению их к неизбежным договорённостям. Двенадцать месяцев такого конфликта с бескомпромиссным противостоянием – это по меркам спрессованного времени нового стремительного века уже избыточно много, а если продолжение захватит весну, лето, осень и войдёт в следующую зиму, то это будет означать, что и нынешний год пошёл насмарку с точки зрения преобразования мира и его поступательного развития.

Сложилась ситуация, когда вроде бы все без исключения хотят мира, но каждый понимает пути его достижения и условия по-своему, и проблема заключается в диаметральной противоположности подходов. Это Льву Толстому легко было прийти к выводу, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а вот с определением разницы позиций отдельных государств и международных коалиций дело обстоит гораздо сложнее.

Горячий конфликт на Украине побил рекорд не только по масштабу сражений и разрушений за всю послевоенную историю Европы, но также и по числу самых разных инициатив по его завершению.

Свои предложения по замирению выдвигают даже страны с удалённых от конфликта континентов, но пока что верх неизменно берёт формула поэта Александра Блока с его строкой про вечный бой и только снящийся покой. Терпение лопнуло даже у мудрого и неторопливого Китая, который, очевидно, не просто так выдвинул именно двенадцать пунктов урегулирования – по числу учеников-апостолов Христа и по названию поэмы Блока. Возможно, руководство КНР таким образом апеллирует к христианской морали, намекая на то, что общие ценности той части мира, которая сегодня расколота противостоянием, должны в конце концов способствовать разрешению кризиса.

Между тем год назад точно так же казалось, что конфликт завершится к одной из символических дат или к Пасхе, но противоречия оказались столь глубоки и непримиримы, что никакие оптимистические расчёты и надежды не оправдались, маховик сражений закручивался всё сильнее, риторика становилась грознее, а принимаемые решения – всё более радикальными, сужающими пространство для манёвра.

Бесспорно, предыдущий мирный период был слишком долгим и насыщенным развитием, чтобы арсеналы и ресурсы истощились за один только год.

И России, и её противникам в этом противоборстве ещё есть что тратить и есть откуда что черпать. Запасы и потенциалы теоретически позволяют подпитывать происходящее бесконечно долго, но кровоточащая рана не только закаляет сталь, но и сковывает движение и стреножит будущее. Хотя социологические опросы фиксируют поддержку с решимостью идти до конца и выстоять и летом, и зимой, но, напекая блины на эту Масленицу, многие россияне наверняка думали о проводах не только зимних стуж и метелей, но и затянувшегося конфликта с изнурительным и совсем не мирным противоборством.

✒️Дмитрий Севрюков

🅾️Все материалы «Октагона»: octagon.media

Еда
993 тыс интересуются