«Если я погибну, плакать по мне не надо. Я воюю за великое дело. Ни один враг не ступит на русскую землю» - такие строки значились в письме солдата Красной Армии, которому в числе немногих удалось выжить в одном из самых ожесточенных боев в Брестской крепости.
Однако таких было единицы. Защита Брестской крепости –легендарная страница в истории Великой Отечественной. Гитлеровская армия так и не смогла найти объяснения небывалому героизму участников в том бою.
Немецкий солдат, который участвовал в штурме крепости впоследствии писал:
«Крепость была полностью окружена нами, военные сооружения уничтожены. Мы предложили оставшимся бойцам сдаться, но они продолжали остервенело сражаться ни имея ни малейших шансов победить»
После ожесточённых боев шли в центре крепости на штукатурке были обнаружены записи.
«Нас здесь трое. Клянемся, что не сдадимся живыми. 1941 год».
А ниже еще одна:
Остался один, товарищей больше нет. У меня последняя граната. Отомстите за нас»
Подобные надписи были единственным способом бойцов связаться с теми, кто воевал после них. Некоторые из них были написаны кровью. Майор М.А. Гаврилов, который командовал обороной Восточного фронта, вспоминал удивительный эпизод:
«Я видел, как умирающий солдат старательно выводил кровью «за Родину». Не помню уже его имени, но вот героизме забыть не могу».
Слова, записанные в июле 1941 на стенах Брестской крепости «Погибая не сдаюсь», мгновенно разлетелись среди наших бойцов и стали своеобразным гимном и призывом отомстить за погибших. Защитники крепости сражались до конца, даже когда не осталось ни пуль, ни гранат. В сообщениях Верхмата то и дело значились случаи, когда в безлюдном пространстве солдат немецкой армии был задушен русским ремнем. Немцы так до конца и не поняли, что двигало русским солдатом.