Найти тему
Ирина Минкина

Вопрос о «пропаганде за деньги» и о моём случае

Есть у меня текст про «засланных казачков» из ципсо. В котором - в этом тексте - я откровенно насмехаюсь над теми, кто пишет мне гадости.

Причем насмехаюсь я, как мне кажется, достаточно болезненно. Потому что бью таких «комментаторов» их же оружием - рублём. Объясняя, что та автоматическая (и довольно скромная, честно говоря) монетизация, которая мне капает на Дзен (не знаю, из каких источников, это на Дзене процесс автоматический для каналов, прошедший определенный порог подписчиков), - она ВСЯ (подчеркиваю: ВСЯ) идёт на фронт, на СВО. Нашим ребятам. Я периодически выкладываю сюда же отчеты о перечислениях.

Деньги я зарабатываю (и об этом я тоже говорила, и не раз) в качестве отраслевого журналиста в российской компании, работающей в сфере российского производства. Если кому-то интересно, он может найти эту компанию в поисковике. Не делаю я тут рекламу своему месту работы. Потому что не нужно мне этого. Потому что «Абдулла, я мзды не беру - мне за державу обидно».

И что же мне прилетело в комментарии к тексту-насмешке над пропагандистами за деньги?

«Вы хоть не отрицаете, что пропагандируете за деньги».

Откуда? Из каких моих слов этот человек сделал такие выводы? Загадка.

Я не стала спорить с этим человеком. Считаю, что что-то доказывать таким людям, - это не то что даже себя не уважать, а просто попусту тратить своё время.

Я просто в очередной раз убедилась: когда кто-то говорит (или пишет в комментариях) о ком-то, то он в первую очередь рассказывает про отражение в своем зеркале.

Однако проблема-то с такими людьми, как этот комментатор, не в попытке обвинить меня в «пропаганде за деньги». Проблема-то в том, что дальше своего носа они и не видят. Но зато при этом свой нос успели разглядеть до мелочей.

Ведь моя ситуация - она и правильная, и одновременно неправильная. В моём случае так получилось, что когда после окончания университета я определялась с работой и со своим жизненным путем, то тогда - тогда - в той системе СМИ, в тех ценностях, которые пропагандировали СМИ образца 2007 года, мне места не нашлось. Вернее, я сама не смогла для себя найти это место, определить его.

Первое, что мы услышали от преподавателей на факультете журналистики, когда стали абитуриентами, - были следующие слова: «хороший журналист продается один раз». Показавшиеся мне, 17-летней идеалистке, циничными, эти слова по сути являются самой настоящей правдой. Ведь ни один журналист не может жить без денег. Просто потому, что он не только журналист, но ещё и человек, часть нашей общей системы. Он в любом случае работает за зарплату. Если это является его основной деятельностью. Если он профессионал.

Другой вопрос - в каком издании он будет. За что получать свои деньги. И будет ли он писать о том, о чём думает сам, или будет транслировать чью-то волю против воли своей.

Я, будучи выпускницей журфака, не смогла, скажем так, продаться тем СМИ, которые готовы были купить мои профессиональные навыки. Я сочла это для себя неприемлемым. Поэтому я стала отраслевым журналистом, открыто рекламируя российского производителя (которым, кстати, горжусь, поэтому никакого когнитивного диссонанса в этом смысле не испытываю).

Если бы моя профессиональная жизнь сложилась так, как она не сложилась в итоге, я бы сейчас за деньги пропагандировала патриотизм, любовь к Родине и традиционные ценности в рамках какого-то издания. И меня не в чем было бы упрекнуть. Другой вопрос - что за деньги на Дзене я бы этого все равно не делала. Потому что для меня это авторский, независимый канал. Он есть такой, и он был бы таким вне зависимости от рода моей основной деятельности.

Этот комментатор же не ругает врачей за то, что они лечат за деньги? Не ругает. Причем врачи лечат всех - и честных, и мошенников; и убийц, и священников. Это их обязанность.

В конце концов, ни у кого (я на это надеюсь!) не возникнет желания упрекнуть наших бойцов в том, что за свою службу они получают деньги. А тот, кто осмеливается даже сам вопрос поднимать, лично мной автоматически вычёркивается из разряда людей, с которыми я общаюсь, на Дзене я таких блокирую без объяснений.

Так что хороший журналист, профессионал, - это не тот, кто работает бесплатно. Хороший журналист - это тот, кто не торгует совестью, не торгует Родиной, не предает за деньги. В конце концов, предатель и без денег, идейный, - он не менее мерзок, чем тот, кто решил подзаработать на предательстве.

А я всего лишь независимый публицист.