Найти тему
Ведьма Средних лет

Хвостатая ли рыба - русалка у Пушкина. Мнение автора.

Здравствуйте дорогие читатели и гости канала. Сегодня порассуждаем о мистических существах, всем известных нам по сказкам и преданиям, о Русалках. Кто эти создания, какую роль играют в мироздании, их происхождение и внешний вид, а также небольшая классификация их по названиям. Все привыкли считать русалок мифическими существами женского пола с рыбьим хвостом. Ну сказка Андерсена нам с детства показывает такой образ. Да только вот Пушкин почему-то описывает русалку, сидящую на ветвях. И если учесть , что произведение Пушкина написано им совершенно продумано, то такое описание не может быть простой случайностью. Обратимся для начала к разным названиям этих существ в мифологии. Русалками называются - Вилы, Сирины, Сирены, Алконосты, Фараонки, Ундины, Нимфы, Навки, Мавки, Лихорадки, Берегини, Лохматки, Водяницы и Лешачихи. И это далеко не все названия. Но уже , отталкиваясь от них, можно проследить некую закономерность и классификацию. Согласно описанию Сирины и Сирены, мы можем углядеть образ женщины вовсе без рыбьего хвоста, это существа женского пола, как правило, имеющее крылья и длинные волосы, обладающее невероятно красивой внешностью и голосом. Все читали про Одиссею, где Сирены зазывали на погибель своим пением???? Так вот, оказывается, они вовсе не имеют ничего общего с Андерсеновской русалкой, хоть и являются созданиями водной стихии. Тоже самое и с Сиринами, только это уже наша мифология. Эти существа скорее напоминают нашу птицу Феникс или Гамаюн. Есть даже стихотворение Блока, где Гамаюн вещает на гладях вод. Наши поэты явно что-то знали. И у Пушкина она сидела на ветвях та русалка, а значит не было у нее хвоста рыбьего, а крылья все-таки. Чего бы вдруг рыбе сидеть на деревьях???? Хотя эти создания, согласно разным источникам, умели себе вполне спокойно внешность -то поменять. Почему они так делали, об этом чуть позже.

Нимфы
Нимфы

Конечно, некоторые источники описывают русалок вовсе без крыльев и хвостов, а просто обнаженными бледными красавицами, утягивающими молодых парней в водную пучину. Мол, это души утопленниц, которые не могут найти себе покой. И такая версия тоже имеет место быть, только вот ничего общего с природными русалками эти души не имеют. Это как сравнить природное творение с искусственным. Например, образование астероида или кометы сравнить с образованием планеты. В первом случае такое создание является искусственным и ничего общего не имеет с природным образованием звездных светил или планет. Так и тут, название одно, происхождение совершенно разное. Впрочем, утопленницы скорее всего и имеют внешне бледную кожу и обнаженное женское тело. Но мы вернемся к Пушкинской русалке. Итак, если брать версию, что она внешне напоминает Феникса или Гамаюн, или Сирену, то вполне себе полуптица. Поэтому и сидит на ветвях. А где птице еще сидеть. Поэтому и поет она красиво, птицы вообще красиво поют, поэтому и вещает в стихотворении у Блока, потому что птица. А как вам известно, что птица Феникс является символом перерождения и новой жизни, а водная стихия тут тоже не случайна - вода является источником жизни. Ну вроде бы все понятно, осталось только упорядочить информацию, но не тут-то было.

Сирены
Сирены

Вернемся к другим источникам. Как я уже упомянула выше, еще одно из названий у этих существ - Фараонки. В русском фольклоре особая разновидность русалок. Д. К. Зеленин приводит такое предание о происхождении фараонок: «... когда войско Фараона потонуло в Черном море, все утонувшие обратились - мужчины в водяных, а женщины и дети в русалок и партиями разбрелись по морю и по рекам. Вид они имеют: верхняя часть тела до пупа человечья, а нижняя - рыбья. Они иногда останавливают на море корабли и на реках лодки и спрашивают: скоро ли будет страшный суд? Продолжают ли дети носить под праздник Рождества Христова «вечерю» своему крестному отцу и своей крестной матери? Получив на первый вопрос утвердительный, а на второй отрицательный ответ, радуются: в противном же случае с досады топят даже корабли». По иной версии предания, фараонки спрашивают, скоро ли конец света. Если им отвечают. что не скоро, они с плачем скрываются под водой. Считается, что именно от фараонок люди приобрели ноты и учатся у них пению. Тот же Д.К.Зеленин описывает облик фараонок в следующих выражениях: «Женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только хвост у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами. Такие изображения фараонов крестьяне в старину часто вырезывали на досках, украшавших кровли домов...»

изображение фараонок на дереве
изображение фараонок на дереве
фараонки
фараонки
Сирин и Алконост
Сирин и Алконост

Таково рода описание явно имеет свои корни из Библии. Получается, что это подвид утопленников, который ничего общего не имеет внешне с птицами, хотя и имеет прекрасный голос, а также является обитателем морской пучины. Ну вроде те же Сирены, ан нет. Само описание оставило мне не мало вопросов. Почему они ждут конец света? Не является ли он началом чего-то нового??? Опять символизм перерождения и новой жизни, как в случае с Фениксом???? Если не учитывать внешний вид и происхождение. Как вы уже понимаете, одни произошли от природы, другие искусственно, отсюда и различие внешнее. На этом я не остановилась, ведь считается, что эти создания не просто так к мужчинам неравнодушны. Оказывается, они могут вступать в отношения с человеком, рожать детей. Блин, даже не представляю совокупление человека и русалки с рыбьим хвостом. Куда там чаго??)))) А вот если все как у человека, то и вполне возможно. Это уже про Нимф. А Нимфы тоже являются разновидностью русалок. Но на кой им это надо??? Своих русалов что-ли не хватает??? И это далеко не единственный вопрос, который у меня возник .

-7

И тут мне на помощь приходит Парацельс со своими описаниями этих существ. Оказывается, они делятся на несколько видов, отсюда и разные названия: одни красивы и благородны, могут жить среди людей, другие обитают около водоемов, а также на деревьях, иногда выходят на контакт с людьми. В отличие от горных жителей, они прекрасно умеют говорить человеческой речью, ну а петь тогда почему не могут, очень даже. Ну и третьими являются порождения человека и русалок, они выглядят страшно и уродливо, наверное отсюда и внешний облик их различен. И вот этих детищей таких союзов и описывают, как страшных уродов, но никак не Сиренами и прочими.

-8
-9

Но почему они вступают в отношения с людьми??? Какова их цель??? Как считает Парацельс, эти духи природы ,имея дух, не имеют души, как у человека. И только вступив с ним в отношения, они обретают ту самую личную душу, И в дальнейшем право на перерождение. А так, не имея души, в конце времен, они просто исчезают или погибают , растворяясь в мироздании. Очень уж хотят эти создания жить, как человек, вот и тянуться к людям с целью размножения и обретения души собственной. Наверное поэтому Фараонки конца суда ждут, и все так маются???!!!!! Есть ли у них душа или не приобрели, остается для меня пока что загадкой.

Но в любом случае все эти названия, происхождение, повадки и внешние отличительные черты могут нам поведать о связи этих существ с силами природы и человеком. А их отличие во внешнем виде лишь говорит о разной среде обитания и разном происхождении. Для одних народов они оберегают урожай, для других являются пугающими и губительными демонами. А для полного понимания моего хода мыслей ниже оставлю найденный мною стих, который, возможно, откроет немного и для вас завесу. Как бы там ни было, эти создания имеют в себе много сакрального смысла и самый главный, который мне удалось углядеть в природных- это перерождение, мудрость, да вообще , там много чаго есть. И стих напоследок:

Зачем, друг Пушкин, дев озерных

На ветви дуба взгромоздил?

Зачем лишил глубин подводных,

В стихию воздуха внедрил?

Но гений Пушкин знал безспорно,

Как дев озерных звал народ:

Что проявлений посторонних

Их Навками всерьез нарек.

Судьба у нх была унылой,

Себя в несчастье обрекли,

И стала жизнь для них постылой,

Поскольку честь не сберегли.

Кого-то бросили до свадьбы,

А кто-то долгом пренебрег:

Им в омут путь теперь бездонный,

Им явно жизни вышел срок!

Утопленницы - девы Нави -

Не сохранившие судьбу,

Сошли с тропы пресветлой Прави

И тянут в омут иль ко дну

То добрых молодцев, то чада;

То хворь скотине наведут...

Клянут свою судьбу нещадно,

Сеть навным мороком плетут....

О навках долго безутешно

Не будем боле говорить:

Речь поведем о девах певчих,

О тех, кто на ветвях сидит...

Русалки Сирин - птицы грусти-

Посланники подземных царств.

Их песнь о радостях грядущих

Лишала разума подчас.

Русалка - дева Алконост

О солнце дивно говорила:

Слог птицы солнечной так прост,

Но в нем божественная сила!

Живет русалка Гамаюн

На славном острове Буяне.

Там мир величествен и юн,

Нет там ни горя , ни изъянов.

Там птица-вестник- говорун

Из Слави в Явь легко летает,

Богов пресветлых мудрость дум

Земле исправно доставляет!

Стратим - праматерь вещих птах-

Врата - вход в Ирий охраняет!

Прекрасен неподкупный страж.

Лишь по заслугам в сад пускает!

Пернатых вестников богов

Любила Русь и почитала!

Для черноризных чужаков

Их весть погибель предвещала...

Чтоб в памяти сокрыть Исток,

Свет тьмою бойко нарекают:

Русалок вещих вольный слог

В нездешний омут окунают!

Так славных птиц загнали в Навь,

Пресветлый лик их опорочив!

Тревожный сумрак Русь объял:

Земля почила в сон морочный!

Но пробужденья час настал!

С рассветом тают тени ночи:

Бьем в дребезги обман зеркал,

А правды глас звучит все громче!!!

Автор стихотворения . Елена Майстренко .

А я благодарю за внимание, ваша ведьмочка.