Здравствуйте дорогие читатели и гости канала. Сегодня порассуждаем о мистических существах, всем известных нам по сказкам и преданиям, о Русалках. Кто эти создания, какую роль играют в мироздании, их происхождение и внешний вид, а также небольшая классификация их по названиям. Все привыкли считать русалок мифическими существами женского пола с рыбьим хвостом. Ну сказка Андерсена нам с детства показывает такой образ. Да только вот Пушкин почему-то описывает русалку, сидящую на ветвях. И если учесть , что произведение Пушкина написано им совершенно продумано, то такое описание не может быть простой случайностью. Обратимся для начала к разным названиям этих существ в мифологии. Русалками называются - Вилы, Сирины, Сирены, Алконосты, Фараонки, Ундины, Нимфы, Навки, Мавки, Лихорадки, Берегини, Лохматки, Водяницы и Лешачихи. И это далеко не все названия. Но уже , отталкиваясь от них, можно проследить некую закономерность и классификацию. Согласно описанию Сирины и Сирены, мы можем углядеть образ женщины вовсе без рыбьего хвоста, это существа женского пола, как правило, имеющее крылья и длинные волосы, обладающее невероятно красивой внешностью и голосом. Все читали про Одиссею, где Сирены зазывали на погибель своим пением???? Так вот, оказывается, они вовсе не имеют ничего общего с Андерсеновской русалкой, хоть и являются созданиями водной стихии. Тоже самое и с Сиринами, только это уже наша мифология. Эти существа скорее напоминают нашу птицу Феникс или Гамаюн. Есть даже стихотворение Блока, где Гамаюн вещает на гладях вод. Наши поэты явно что-то знали. И у Пушкина она сидела на ветвях та русалка, а значит не было у нее хвоста рыбьего, а крылья все-таки. Чего бы вдруг рыбе сидеть на деревьях???? Хотя эти создания, согласно разным источникам, умели себе вполне спокойно внешность -то поменять. Почему они так делали, об этом чуть позже.
Конечно, некоторые источники описывают русалок вовсе без крыльев и хвостов, а просто обнаженными бледными красавицами, утягивающими молодых парней в водную пучину. Мол, это души утопленниц, которые не могут найти себе покой. И такая версия тоже имеет место быть, только вот ничего общего с природными русалками эти души не имеют. Это как сравнить природное творение с искусственным. Например, образование астероида или кометы сравнить с образованием планеты. В первом случае такое создание является искусственным и ничего общего не имеет с природным образованием звездных светил или планет. Так и тут, название одно, происхождение совершенно разное. Впрочем, утопленницы скорее всего и имеют внешне бледную кожу и обнаженное женское тело. Но мы вернемся к Пушкинской русалке. Итак, если брать версию, что она внешне напоминает Феникса или Гамаюн, или Сирену, то вполне себе полуптица. Поэтому и сидит на ветвях. А где птице еще сидеть. Поэтому и поет она красиво, птицы вообще красиво поют, поэтому и вещает в стихотворении у Блока, потому что птица. А как вам известно, что птица Феникс является символом перерождения и новой жизни, а водная стихия тут тоже не случайна - вода является источником жизни. Ну вроде бы все понятно, осталось только упорядочить информацию, но не тут-то было.
Вернемся к другим источникам. Как я уже упомянула выше, еще одно из названий у этих существ - Фараонки. В русском фольклоре особая разновидность русалок. Д. К. Зеленин приводит такое предание о происхождении фараонок: «... когда войско Фараона потонуло в Черном море, все утонувшие обратились - мужчины в водяных, а женщины и дети в русалок и партиями разбрелись по морю и по рекам. Вид они имеют: верхняя часть тела до пупа человечья, а нижняя - рыбья. Они иногда останавливают на море корабли и на реках лодки и спрашивают: скоро ли будет страшный суд? Продолжают ли дети носить под праздник Рождества Христова «вечерю» своему крестному отцу и своей крестной матери? Получив на первый вопрос утвердительный, а на второй отрицательный ответ, радуются: в противном же случае с досады топят даже корабли». По иной версии предания, фараонки спрашивают, скоро ли конец света. Если им отвечают. что не скоро, они с плачем скрываются под водой. Считается, что именно от фараонок люди приобрели ноты и учатся у них пению. Тот же Д.К.Зеленин описывает облик фараонок в следующих выражениях: «Женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только хвост у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами. Такие изображения фараонов крестьяне в старину часто вырезывали на досках, украшавших кровли домов...»
Таково рода описание явно имеет свои корни из Библии. Получается, что это подвид утопленников, который ничего общего не имеет внешне с птицами, хотя и имеет прекрасный голос, а также является обитателем морской пучины. Ну вроде те же Сирены, ан нет. Само описание оставило мне не мало вопросов. Почему они ждут конец света? Не является ли он началом чего-то нового??? Опять символизм перерождения и новой жизни, как в случае с Фениксом???? Если не учитывать внешний вид и происхождение. Как вы уже понимаете, одни произошли от природы, другие искусственно, отсюда и различие внешнее. На этом я не остановилась, ведь считается, что эти создания не просто так к мужчинам неравнодушны. Оказывается, они могут вступать в отношения с человеком, рожать детей. Блин, даже не представляю совокупление человека и русалки с рыбьим хвостом. Куда там чаго??)))) А вот если все как у человека, то и вполне возможно. Это уже про Нимф. А Нимфы тоже являются разновидностью русалок. Но на кой им это надо??? Своих русалов что-ли не хватает??? И это далеко не единственный вопрос, который у меня возник .
И тут мне на помощь приходит Парацельс со своими описаниями этих существ. Оказывается, они делятся на несколько видов, отсюда и разные названия: одни красивы и благородны, могут жить среди людей, другие обитают около водоемов, а также на деревьях, иногда выходят на контакт с людьми. В отличие от горных жителей, они прекрасно умеют говорить человеческой речью, ну а петь тогда почему не могут, очень даже. Ну и третьими являются порождения человека и русалок, они выглядят страшно и уродливо, наверное отсюда и внешний облик их различен. И вот этих детищей таких союзов и описывают, как страшных уродов, но никак не Сиренами и прочими.
Но почему они вступают в отношения с людьми??? Какова их цель??? Как считает Парацельс, эти духи природы ,имея дух, не имеют души, как у человека. И только вступив с ним в отношения, они обретают ту самую личную душу, И в дальнейшем право на перерождение. А так, не имея души, в конце времен, они просто исчезают или погибают , растворяясь в мироздании. Очень уж хотят эти создания жить, как человек, вот и тянуться к людям с целью размножения и обретения души собственной. Наверное поэтому Фараонки конца суда ждут, и все так маются???!!!!! Есть ли у них душа или не приобрели, остается для меня пока что загадкой.
Но в любом случае все эти названия, происхождение, повадки и внешние отличительные черты могут нам поведать о связи этих существ с силами природы и человеком. А их отличие во внешнем виде лишь говорит о разной среде обитания и разном происхождении. Для одних народов они оберегают урожай, для других являются пугающими и губительными демонами. А для полного понимания моего хода мыслей ниже оставлю найденный мною стих, который, возможно, откроет немного и для вас завесу. Как бы там ни было, эти создания имеют в себе много сакрального смысла и самый главный, который мне удалось углядеть в природных- это перерождение, мудрость, да вообще , там много чаго есть. И стих напоследок:
Зачем, друг Пушкин, дев озерных
На ветви дуба взгромоздил?
Зачем лишил глубин подводных,
В стихию воздуха внедрил?
Но гений Пушкин знал безспорно,
Как дев озерных звал народ:
Что проявлений посторонних
Их Навками всерьез нарек.
Судьба у нх была унылой,
Себя в несчастье обрекли,
И стала жизнь для них постылой,
Поскольку честь не сберегли.
Кого-то бросили до свадьбы,
А кто-то долгом пренебрег:
Им в омут путь теперь бездонный,
Им явно жизни вышел срок!
Утопленницы - девы Нави -
Не сохранившие судьбу,
Сошли с тропы пресветлой Прави
И тянут в омут иль ко дну
То добрых молодцев, то чада;
То хворь скотине наведут...
Клянут свою судьбу нещадно,
Сеть навным мороком плетут....
О навках долго безутешно
Не будем боле говорить:
Речь поведем о девах певчих,
О тех, кто на ветвях сидит...
Русалки Сирин - птицы грусти-
Посланники подземных царств.
Их песнь о радостях грядущих
Лишала разума подчас.
Русалка - дева Алконост
О солнце дивно говорила:
Слог птицы солнечной так прост,
Но в нем божественная сила!
Живет русалка Гамаюн
На славном острове Буяне.
Там мир величествен и юн,
Нет там ни горя , ни изъянов.
Там птица-вестник- говорун
Из Слави в Явь легко летает,
Богов пресветлых мудрость дум
Земле исправно доставляет!
Стратим - праматерь вещих птах-
Врата - вход в Ирий охраняет!
Прекрасен неподкупный страж.
Лишь по заслугам в сад пускает!
Пернатых вестников богов
Любила Русь и почитала!
Для черноризных чужаков
Их весть погибель предвещала...
Чтоб в памяти сокрыть Исток,
Свет тьмою бойко нарекают:
Русалок вещих вольный слог
В нездешний омут окунают!
Так славных птиц загнали в Навь,
Пресветлый лик их опорочив!
Тревожный сумрак Русь объял:
Земля почила в сон морочный!
Но пробужденья час настал!
С рассветом тают тени ночи:
Бьем в дребезги обман зеркал,
А правды глас звучит все громче!!!
Автор стихотворения . Елена Майстренко .
А я благодарю за внимание, ваша ведьмочка.