Кто подарил Иркутску здания филармонии и «иняза» на Ленина? Где найти дома на ногах? Кому горожане обязаны появлением 130-го квартала? «Первый Байкальский» рассказывает о семи выдающихся архитекторах Иркутска и их творениях.
Владислав Кудельский: «храмовый строитель» Иркутска
(1838-1893)
Сын гвардейского поручика, Владислав Кудельский получил образование на архитектурном отделении Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он прошел большой путь от помощника специалиста до главного архитектора Иркутска.
Кудельского называют «храмовым строителем»: на его счету более восьми религиозных построек. В том числе величественный Казанский кафедральный собор на площади графа Сперанского, уничтоженный взрывом в 1932 году. Утрачены и другие его работы. До наших дней сохранились несколько церквей в Иркутске и области, а также Дом офицеров, здание биолого-почвенного факультета ИГУ и синагога.
– Владислав Андреевич Кудельский проектировал [церкви] не только в Иркутске. Мы ездили с «Прогулками» (проект «Прогулки по старому Иркутску» – Прим.ред.) в Кимельтей, это Зиминский район, там есть очень любопытный храм. В нем побывал цесаревич Николай – в селе этим гордятся. В Иркутске [по проекту Кудельского] построен Князе-Владимирский храм, после реставрации он считается самым крупным в городе. Задача архитектора состояла, как мне понимается, в том, чтобы все храмовые заведения влились в городскую среду, не были чопорными, не выходили из формата. Мне кажется, это ему удалось, – считает историк Алексей Петров* (объявлен иноагентом – Прим. ред.).
Владимир Рассушин: главный архитектор Иркутска и Харбина
(1858-1934)
Владимир Рассушин – архитектор со сложной и интересной судьбой. Он родился в Забайкалье, в семье чиновника, окончил петербургское училище и Институт гражданских инженеров. С 1886 года был главным архитектором Иркутска. Благодаря ему в городе появились здание мэрии, филармонии, пристрой к Ивано-Матренинской детской больнице, понтонный мост через Ангару.
Однако больше всего он оставил после себя образовательных учреждений. И хотя бы одно из них вы точно знаете: Рассушин спроектировал здание, где сейчас располагается Байкальский госуниверситет.
– Рассушин был мальчиком из Сибири, который смог отучиться в Петербурге, и поэтому он ратовал за то, чтобы другие люди тоже получали образование. Все работы Владимира Александровича Рассушина были нацелены на это. Он спроектировал в Иркутске Александро-Мариининское училище – будущий нархоз. Вместе с Владимиром Платоновичем Сукачевым они создали «Дом дружбы» (рядом со Дворцом спорта). Это было Крестовоздвиженское училище. Возле железнодорожного вокзала – Глазковское училище, там сейчас транспортная полиция. Еще здание на Николаева, 5, где раньше было отделение ГИБДД (теперь Управление по вопросам миграции), – это Знаменское училище. Престижные двухэтажные особнячки, очень красивые, – отмечает Алексей Петров*.
Здания Владимира Рассушина в основном относятся к архитектурному стилю, который называют эклектикой. В том числе и здание областной филармонии, где исторически располагалось Общественное собрание.
– Это фактурный объект, он хорошо вписан в городскую структуру. Здание филармонии выглядит намного интереснее, чем многие современные здания, по своей тектонике, скажем так. Это акцентное, уникальное здание. Визитная карточка города, – говорит архитектор, генеральный директор Агентства развития территорий «Градостроительная школа» Александра Козак.
ВЛАДИМИР РАССУШИН РАБОТАЛ НЕ ТОЛЬКО НАД ОБЛИКОМ ЗДАНИЙ, НО И ГОРОДА В ЦЕЛОМ. ОН ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ОСОЗНАННО ЗАНЯЛСЯ ОЗЕЛЕНЕНИЕМ УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ.
После отставки с поста городского архитектора Владимир Рассушин работал инженером на железной дороге, церковным старостой и даже предпринимателем. Он сделал миллионное состояние на угольных шахтах в Черемхово, построил особняк на улице Большой (Карла Маркса), но в 1918 году многое потерял и был вынужден уехать из России. В 1922-1934 годах занимал пост главного архитектора города Харбина. В Китае и закончил свой жизненный путь.
Алексей Кузнецов: ценил дерево, строил из кирпича
(1865-1904)
Алексей Кузнецов родился в Тверской губернии, окончил Императорскую академию художеств, затем работал архитектором в Санкт-Петербурге. В 1895 году с женой переехал в Иркутск и после отставки Владимира Рассушина занял должность главного архитектора.
В Иркутске Алексей Кузнецов спроектировал «Гранд-Отель» на улице Литвинова, Медведниковскую больницу (сейчас курорт «Ангара»), аптеку Писаревского на Дзержинского, дом купца Бутина и другие. Примечательно, что большинство зданий, разработанных этим архитектором, были построены из кирпича.
– Кузнецов считался специалистом по кирпичу, самые известные его работы – это «Гранд-Отель» и Медведниковская больница. А сам Алексей Иванович жил в шикарном деревянном особняке на улице Пятой Армии, 51. Здание до сих пор сохранилось. Удивительно, что он ценил дерево, но строил из кирпича, – отмечает Алексей Петров*.
Особого внимания заслуживает величественный «Гранд-Отель», выполненный в стиле неоренессанса. Помимо богатого внешнего декора, его отличает особый авторский штрих архитектора Кузнецова – инициалы заказчика на фронтоне здания со стороны улицы Литвинова. Заказал строительство некий инженер путей сообщения И. И. Никитин, однако неизвестно, где он взял средства на строительство роскошной гостиницы.
– «Гранд-Отель» – очень акцентное здание. Мне кажется, оно до сих пор отвечает современным требованиям: эксплуатируемые первые этажи, много деталей. Я слышала, что обсуждается тема вновь сделать там отель. Если предприниматель сохранит внешний облик здания, это будет выдающийся объект. В нем можно будет испытать настоящее погружение в историю города. При этом получится современное гостеприимное пространство, – говорит Александра Козак.
Иван Ефимов: архитектор, не увидевший своих творений
(1910-1947)
Иван Гаврилович Ефимов родился в 1910 году в Тверской губернии в семье строителя. Закончил Ленинградский институт гражданских инженеров и задумал построить Дворец Советов. Известный политик и революционер Анатолий Луначарский увидел в будущем архитекторе потенциал и рекомендовал для воплощения мечты отправляться в Сибирь.
В ИРКУТСКЕ ПЕРВЫМ ПРОЕКТОМ ЕФИМОВА СТАЛИ ВОРОТА ЗАВОДА ИМЕНИ КУЙБЫШЕВА.
На его счету также два особняка краевого исполкома (один из них находится на Карла Маркса рядом с берегом Ангары), общежитие для работников железной дороги.
После ранения на фронте Великой Отечественной войны он вернулся в профессию. Иван Ефимов успел спроектировать здание «Востсибугля» и Института иностранных языков (ныне корпус Иркутского госуниверситета). 21 сентября 1947 года он скончался из-за застарелых ран, так и не увидев свои главные проекты. Здания «Востсибугля» и иняза достроили в 1948-м году.
Прожив всего 37 лет, Иван Ефимов успел оставить после себя еще один интересный объект. Это дом на улице Карла Маркса, в котором в советское время была гостиница «Ретро». Изначально здание было построено под жилье для государственных чиновников.
В 1960-х годах его переделали под гостиницу в связи с намечавшимся приездом президента США Эйзенхауэра. Визит и не состоялся, а «Особняк №1» закрепил за собой звание партийной гостиницы. В ней останавливались Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и даже Фидель Кастро.
– Иван Ефимов начинал как конструктивист-минималист. В 1930-е годы все жили конструктивизмом, это была такая эстетская скромность в архитектуре. В этом стиле выполнен жилой дом на Карла Маркса. Затем у него был переход к сталинскому ампиру, – отмечает Алексей Петров*. – Две знаковые работы Ефимова – это здание «Востсибугля» и иняз. Во многом благодаря им произошло увеличение роли архитектуры в городском пространстве. Это помпезные здания, мимо которых просто так не пройти.
Владимир Павлов: французский стиль в Иркутске
(1938–2010)
Одна из ключевых личностей в истории архитектуры Иркутска. Владимир Павлов родился в Москве, а учился в Ленинграде – закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1963–1986 годах жил и работал в Иркутске, после чего вернулся в Ленинград.
Павлов был лауреатом Всесоюзных смотров лучших архитектурных проектов и построек страны. Специальным решением Международного союза архитекторов на Всемирной триеннале его включили в число 50 выдающихся архитекторов мира.
На счету Владимира Павлова более 40 объектов в Иркутске — от детсадов до целых микрорайонов (Первомайский, Синюшина гора, Солнечный и Университетский). Он спроектировал здание вычислительного центра Госбанка на Степана Разина, жилой дом «Главвостоксибстроя», жилой дом для работников ВСЖД, Дом культуры профсоюзов (бывшая «Панорама»), «Дом-корабль» в Солнечном. Кроме того, он был одним из основателей направления «Архитектура» в иркутском политехе. Павлов работал в стиле «необрутализм», и его объекты легко узнаваемы.
– Павлов – последователь Шарля ле Корбюзье, французского архитектора. Для него главное – это объем, поднятый над землей. Он строил дома на ногах. Они отличаются от другой городской архитектуры, и когда ты встречаешь такое здание, ты понимаешь, что к этому приложил руку Павлов. Самый известный дом на ногах был возле городской администрации, он уже снесен, – рассказывает Алексей Петров*.
ВЛАДИМИР ПАВЛОВ БЫЛ НОВАТОРОМ, ОН СОЗДАВАЛ НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ – ОБЩЕСТВЕННЫЕ ХОЛЛЫ В ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСАХ, ПОДЗЕМНЫЕ ПАРКОВКИ (И ЭТО УЖЕ В 1970-Х ГОДАХ!).
Одним из таких оригинальных объектов стал «Дом-корабль» на проспекте Маршала Жукова в Солнечном.
— «Дом-корабль» — это продолжение темы Марсельской жилой единицы Ле Корбюзье (17-этажный жилой комплекс середины XX века. – Прим.ред.). Это попытка реализовать все тенденции, которые были тогда в мировой архитектуре, попытка ввести общественные пространства в жилые дома. В Иркутске такой объект только один. Это дом галерейного типа, в нем много новшеств для того времени. Сейчас, к сожалению, он ветшает. Тем не менее, там такая сильная архитектура, что он до сих пор вызывает только положительные эмоции, – рассказывает Игорь Козак, президент Палаты архитекторов Восточной Сибири, заслуженный архитектор РФ. – Концепция на момент реализации этого дома удалась полностью. Но в определенный период времени все общественные пространства были поделены между собственниками, общественного зонирования практически не сохранилось.
Богатое наследие Павлова до сих пор формирует облик города и придает ему контрастность, особенно это касается центра города. «Считаю, что Павлов решил сложную задачу работы с историческим слоем – сочетание деревянной и каменной застройки. Его объекты, с одной стороны, совершенно необычные, с другой – вписаны в контекст», – отмечает Александра Козак.
Марк Меерович: первый «архитектурный продюсер»
(1956-2018)
Марк Меерович родился и жил в Иркутске, окончил политех, а спустя несколько лет – Московский архитектурный институт, после чего защитил кандидатскую диссертацию. Большая часть его карьерного пути была связана с ИРНИТУ. За 30 лет он прошел путь от студента до профессора кафедры архитектурного проектирования.
Он был не только архитектором, но и архитектуроведом, доктором исторических наук и доктором архитектуры, заслуженным архитектором России. Автор десятков монографий и соучредитель специальности «дизайн архитектурной среды» в политехе.
Марк Меерович принимал активное участие в жизни Иркутска. Например, возглавлял комиссию «Городская среда» в Общественной палате, возглавлял совет при службе по охране объектов историко-культурного наследия области. Мееровича называют «отцом 130-го квартала».
– Марк Григорьевич был первым архитектурным продюсером Иркутска. Благодаря ему появился 130-й квартал, который вывел город на совершенно новый уровень медийности, создал новый имидж. Он был на несколько шагов впереди всех остальных. Архитектура – это не только объекты, это впечатление от города, – говорит Александра Козак.
– Марк Меерович был защитником деревянного Иркутска. И он продвигал идею, что центр города – для жизни. До сих пор ведутся дискуссии о том, стоит ли выселить всех людей из центра, отреставрировать его и отдать под коммерческие предприятия. Вот в чем проблема [этой концепции]: в семь часов все закрылось, все ушли домой, и центр опустел. То, что мы сейчас наблюдаем на Урицкого и Карла Маркса. А Марк Григорьевич говорил, что в центре должны жить люди. Чтобы все время горели окна, – поделился с «Первым Байкальским» Алексей Петров*.
Кэнго Кума: ближе к природе
(1954 – наст. время)
Японский архитектор родом из префектуры Канагава. Он окончил Токийский университет, затем учился в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1990 году основал собственную мастерскую Spatial Design Studio, позже переименованную в Kengo Kuma & Associates.
Кэнго Кума проектировал объекты в самых разных частях света — от Национального стадиона в Токио к Олимпиаде-2020 до центра современного искусства в Марселе. Через все его проекты проходит тема единения с природой — здания Кумы построены в гармонии с окружающей средой и, как правило, из экологически чистых материалов. Особенное предпочтение мастер отдает дереву. В 2021 году Кенго Кума вошел в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии Time.
Для Иркутска японский архитектор спроектировал новый жилой квартал на Цесовской набережной, на территории бывшей ТЭЦ. Его пригласил лично основатель компании Эн+ Олег Дерипаска, активно участвующий в развитии сибирских городов.
ЭТО ПЕРВАЯ РАБОТА КЕНГО КУМЫ В РОССИИ. АРХИТЕКТОР ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО НА ПРОЕКТ «ЯПОНСКОГО КВАРТАЛА» ЕГО ВДОХНОВИЛО ОЗЕРО БАЙКАЛ И УЗОР БЕРЕЗ.
Предполагается, что комплекс объединит жилые и общественные пространства. На первом уровне предусмотрен стилобат общей площадью 12 тысяч квадратных метров. Это удобное архитектурное решение для размещения инфраструктуры – кафе, бутиков, коворкинга и других объектов. В цоколе будет большая автопарковка, над ней разместится многофункциональное пространство, которое должно стать точкой притяжения горожан и туристов.
– Кэнго Кума – топовый архитектор. Я за то, чтобы город проектировали мощные мировые специалисты. Когда едешь по Иркутску (особенно этим страдает Свердловский район), часто видишь практически одни хрущевки, которые есть в любом советском городе. Название поменять – и все то же самое. Нет никакого «изюма». Но Иркутск во многом уникальный город. С точки зрения градостроительства, интеллектуальных слоев, предпринимательства и купечества. И чем больше в нем будет авторских проектов, тем больше город выиграет, – считает Алексей Петров*.
– Моя позиция – центр города Иркутска должен быть жилым. Сейчас мы наблюдаем миграцию. Центр города – это большей частью места приложения труда, а жить все едут куда-то туда. И от этого пробки. Также в некоторых местах жилой застройки создается совершенно небезопасная среда. А городское пространство должно заполняться жильем, – уверена Александра Козак. – Я рассчитываю, что в этом проекте будут соблюден баланс частного и общественного, и жилая застройка не станет ограничением, чтобы развивалась набережная. И если территория будет задействована, то я считаю, что это положительные изменения.