Это уникальная форма, сохранившая свои следы во всех стилях и комплексах тайцзи-цюань, где она с непринципиальными модификациями узнаётся и практикуется в перемещении вбок на несколько шагов. Наряду с приведенным названием, звучащим по-китайски как «юнь-шоу», вы можете столкнуться с более подробным изложением происходящего, например: «Облачные движения ладонями в позиции всадника» или просто: «Кисти-облака».
Практика.
С прикладной точки зрения данная форма является базовой, питающей целую группу ударов и блоков, но её истинная ценность раскрывается лишь во «внутреннем делании».
Итак, вы решили закончить предыдущую форму и с выдохом возвратили толчковую руку на пояс. Далее, на остатках выдоха или на едва заметной паузе направьте правую руку влево-вниз, к бедру, и, сделав локоть центром вращения, на вдохе поднимайте предплечье по дуге так, чтобы вы глянули в ладонь, как в зеркальце. Кисть проходит перед лицом на расстоянии около 30 см, и взгляд скользит от мизинца к большому пальцу, «затрагивая» по пути все остальные. При этом другая рука прямо от пояса съезжает вниз и плывет на одной вертикали с верхней, ладонью в сторону движения и чуточку внутрь. Кисть висит абсолютно свободно, но не как у мертвеца. Это означает наличие осознания при отсутствии какого бы то ни было физического напряжения. Конечной точкой поворота будет ракурс 45° вправо, но еще на подходе вдох постепенно сменяется выдохом, и левая рука начинает подниматься к локтевому сгибу правой, причем ее собственный локоть «тонет» и притягивается ближе к животу. Одновременно правая ладонь разворачивается ладонью наружу, опускаясь вперед-вниз. Руки меняются местами, и форма выполняется в обратную сторону.
Обращаю внимание на промежуточную фазу смены рук — в какой-то момент обе они практически горизонтальны, и пальцы той, что внутри («всплывающей»), направлены в локтевой сгиб опускающейся, образуя почти правильное кольцо.
Еще раз о дыхании:
проход ладони по фронту — вдох, смена рук — выдох, однако границы фаз не должны быть четкими. Помимо вращательных движений поясницы также имеет место небольшой, но явный перенос веса с одной ноги на другую, синхронно с руками, что делает каждую из ног поочередно опорной.
Возможные ошибки.
Внимание! распространённой ошибкой новичков (и не только) является стремление «закруглить» траекторию рук вокруг себя, уводя их слишком далеко вбок и назад.
Никак нет! Хотя поясница совершает свои обязательные вращения, и вес «плавает» туда-сюда, руки работают (если посмотреть сверху) в секторе не более 90° (45° вправо + 45° влево), словно не могут выскочить из фронтальной плоскости, вертикально проходящей через колени (при условии правильности позиции «ма-бу»). Полезно представить, что они скользят по невидимому стеклу.
Энергетика.
Отработка формы происходит в три этапа. На первом формируется осознание каждого пальца, через который проходит взгляд. На втором мы усиливаем полученное ощущение, ментально соединив его с процессом вдоха, что приводит к поглощению Ци из окружающего пространства через пальцы. На третьем этапе Ци проводится в глубину руки, в запястье и локоть, но лишь после длительной практики, в результате которой эти части будут мощно заполняться энергией, имеет смысл пытаться проводить ее дальше в плечо, через ключицу и грудину в нижний даньтянь, а уже оттуда, через промежность и ногу — в центр опорной стопы. Работая над двумя первыми этапами, можно не задумываться о выдохе, однако после проведения Ци к даньтяню выдох используется для опускания ее в опорную ногу. При этом промежность и анус легко втягиваются, а пальцы стопы как бы «вцепляются» в землю.
Длительное выполнение этой формы накапливает энергию в каналах, мышцах и сухожилиях, а на продвинутых этапах, как предполагается традицией, — в костных тканях и костном мозге. Безусловно, приближение к подобному результату требует отдельной проработки упражнения вне комплекса.
Примечание.
Говоря, что «рука проходит перед лицом», мы не вполне точно характеризуем движение, поскольку и корпус, и само лицо также поворачиваются, повинуясь пояснице — просто рука проделывает это чуть быстрее, ни на миг, не выпадая из «луча» зрения и внимания. При этом желательно, чтобы указательный палец был, по возможности, почти вертикален, подавая добрый пример всей ладони. Чтобы исполнение стало глаже и комфортнее, мысленно «привяжите» дыхание к верхней руке, а именно — к ее повороту и опусканию. Ведь выдох естественно соотносится с опусканием.
В стиле Чэнь-ши тайцзи-цюань используют более динамичную разновидность этой формы. Она заметно сильнее растянута по горизонтали, и кисти проводят перед собой, также развернув горизонтально ладонями наружу, однако это способствует активному выносу энергии вовне, что полезно для боя, но не для цигун.
Описанный выше спокойный вариант «юнь-шоу» характерен для Ян-ши тайцзи-цюань, и в качестве отдельно взятого упражнения прекрасно восстанавливает дыхание после интенсивной работы. Когда вам «подышать» или успокоить нервы, тотчас уподобляйте свои руки облакам, но алгоритм следует упростить: в одну сторону вдох, в другую — выдох. Строго говоря, вышеизложенный тип координации можно назвать мастерским ввиду крайне малой скорости (а чем медленнее, тем труднее) и, на первый взгляд, не вполне естественному порядку действий. Разумнее начинать с того, что удобнее, постепенно переходя к более сложной работе.
Навыки работы с Ци и Даньтянем, замедленное дыхание на фоне перетекания тела из формы в форму укрепляют наше Здоровье и способствуют приливу Жизненный Сил.
Также, эти навыки можно использовать и для всех аспектов нашей повседневной действительности. Обладая большим потенциалом жизненных сил каждый человек становится в состоянии активно творить, воплощать свои желания и возможности!