Образование и наука являются основными факторами экономики. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без соответствующего высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, с квалифицированными и образованными людьми, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого экономического развития.
Система образования, с одной стороны, создает новые ресурсы для новых технологий; с другой - формирует национальную элиту, т.е. компетентные, энергичные и нравственные силы, способные перевести страну в качественно новое состояние.
Главной идеей нашей страны в плане образования определена гармонизация казахстанского образования с международным. С каждым годом система образования претерпевает изменения, находится в поисках лучшего пути, и становится все ближе к своей цели.
Так в послании президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев раскрыл основные направления развития нашей страны, а также определил стратегию дальнейших действий в области образования. Президент большую часть своего выступления посвятил вопросам науки и образования, что говорит о том, что образование является главным вектором дальнейшего курса в развитии республики. Он сказал: «В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды…. В Казахстане началась новая волна индустриализации, и неизбежно будет усиливаться сотрудничество бизнеса и учебных заведений. Финансирование и подготовка кадров приобретет все более выраженный целевой характер».
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби полностью поддерживает решения нашего президента и принимает участие в реализации его инициатив. Действия университета всецело направлены на обеспечение будущего страны.
КазНУ имени Аль-Фараби – это старейшее высшее учебное заведение Казахстана, обладающее огромным опытом в научной и образовательной работе. Университет первым в Казахстане прошел государственную аттестацию. С тех пор он стал лидером во многих рейтингах высших учебных заведений Казахстана. В их число входит Генеральный рейтинг вузов страны. На данный момент КазНУ является единственным вузом в Казахстане и Центральной Азии, занимающим 150-е место в рейтинге лучших университетов мира. По показателю «Доля трудоустроившихся выпускников» университет занимает 55 позицию в мире. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности и востребованности выпускников послевузовского образования на рынке труда. Также Казахский национальный университет стал обладателем множества наград: первый в истории государства лауреат премии Президента Республики Казахстан в области качества, дипломант премии СНГ за достижения в области качества услуг и т.д.
Университет обладает огромнейшим потенциалом в области образования, науки, духовно-воспитательной и инновационной деятельности. Основная миссия высшего учебного заведения – подготовка высоко квалифицированных специалистов, гармонизация казахстанского образования с международным образовательным пространством, поддержка научных исследований и дальнейшее внедрение их в производственную деятельность.
В настоящее время Казахский национальный университет имени аль-Фараби — это стартовая площадка для профессиональной самореализации студенческой молодежи. Университет дает возможность выбора молодому поколению своего пути, предоставляя более 640 образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD, которые согласуются с работодателями и международными партнерами. На базе Университета функционирует Учебно-методическое объединение Республиканского учебно-методического совета по 9 направлениям подготовки.
Университет располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом с численностью более 3 тысяч человек, в том числе: 9 академиков НАН РК, 598 докторов наук по профилю, 858 кандидатов наук, 461 докторов PhD. Более 35% преподавателей владеют иностранным языком, в том числе имеют соответствующие сертификаты IELTS и TOEFL. Доля профессорско-преподавательского состава, прошедших обучение и стажировку, в том числе в топ-300 организациях высшего и (или) послевузовского образования международного рейтинга QS WUR, – 17 %, что является хорошим показателем.
В рамках прямых соглашений между университетами-партнерами ближнего и дальнего зарубежья в Университете ведется подготовка кадров по совместным и двудипломным программам. По ряду программ университеты-партнеры занимают лидирующие позиции в международном рейтинге QS WUR (университет Осака, Япония – 72-е место, университет Гента, Бельгия – 135-е место, университет Ла Сапиенца, Италия – 171-е место и т. д.).
Деятельность КазНУ направлена на повышение качества и эффективности использования кадрового потенциала, финансового и материального обеспечения подготовки специалистов в условиях многоуровневого и вариативного университетского образования путем разработки и реализации единой образовательной политики.
Так, Университет владеет большим количеством сильных сторон: высокий спрос на выпускников, высокое качество подготовки, широкий спектр образовательных услуг, что дает ему преимущество при выборе абитуриентом университета для обучения. А также имеет достаточно перспективные направления развития (возможности): это и развитие дистанционного обучение, новые направления подготовки, усиление международных связей и дополнительное образование по всем направлениям подготовки.
Университет также на данный момент проводит реализацию программы развития, в которой главными задачами являются:
1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования.
2. Формирование перспективной модели университетского образования и обеспечение академического лидерства.
3. Увеличение вклада университетской науки в социально-экономическое развитие страны.
4. Создание эффективной модели корпоративного управления для обеспечения устойчивого развития Университета.
В течение многих лет университет уделяет большое внимание развитию и становлению экономики, политической и правовой жизни, культуре, науке и образованию в многонациональном Казахстане и стал основой всей системы высшего образования в стране.
PhD, доцент, Досжан Р. Д.
магистрантка 1 курса Токарева Э.