Представим себе две чашки Петри, самые обычные чашки Петри. В первой чашке находится человеческая популяция размером 1 миллион человек, мы назовем ее (популяцию) - Альфа. Во второй чашке также располагается популяция в 1 миллион человек и, соответственно, мы назовем ее Бета. Эти популяции изначально качественно равны друг другу. В общем и целом.
То есть мы предположим, что обе популяции растут и формируются в абсолютно идентичных условиях - все одинаково: рацион, климат, расстояние между индивидами, набор вирусов, грибков, бактерий и червей, воспитание, образ жизни и прочий онтогенез - одинаково все. И более того, генетически обе наши популяции также идентичны. Каждому члену популяции первой чашки соответствует его генетический двойник во второй чашке, вот вплоть до этого.
Но при этом мы видим, что обе популяции демонстрируют порой совершенно различные признаки, и по мере развития эти отличия возрастают. Так, например, Альфы получаются в целом более здоровыми и репродуктивно адекватными чем Беты, более устойчивыми к физическим и психическим нагрузкам, менее подверженными медленно протекающим инфекциям и болезням развития. Они с большей вероятностью "нормальны" чем Беты. "Нормальны" в широком смысле, я прошу вас. Стабильны, да.
Популяция второй чашки предлагает нам большее разнообразие. Беты в итоге психически и физиологически более различны. В целом они менее здоровы, и вообще, несут в себе больше физических, психологических и поведенческих аномалий, отклонений, патологий, талантов и одаренностей. Размножаться Беты не любят, не хотят, у них "времени нет" им нужно "сперва на ноги встать", да и просто не хотят - они так устроены в биологическом смысле. Поэтому неминуемый спад рождаемости и вымирание реализуется во второй чашке уже в последующих поколениях.
Интересно, что у представителей второй чашки гораздо легче и быстрее формируются различного рода зависимости и не только химические. Бета с большей вероятностью чем Альфа станет жертвой цифровой зависимости, поэтому Беты более востребованы в технологической части современного человечества.
Вот так и получается - гены одинаковые, условия одинаковые, а фенотипы разные. Какое условие или фактор мы не учли? Ответ прост - возраст матерей. Скажем, в рамках данного подхода, матери первой чашки произвели свое потомство когда им было 18 лет, а возраст матерей второй популяции приближается к 27 годам. Или около того. Причины и механизмы наблюдаемых нами явлений достаточно просты, но в изложении весьма обширны, не будем пока фиксировать на них свое внимание.
Обратите внимание, насколько логичен эволюционный процесс в популяциях высших социальных организмов. Если матери рождают поздних детей, то разумеется они уже имеют более раннее потомство, это не первые дети и вымирание популяции не грозит. А как же иначе? У Природы нет разума, она не может предположить другого, эволюционные алгоритмы не встречались с иными ситуациями или встречались с ними очень редко. А если вымирание не грозит то и поздние "потомки" во избежание избыточных демографических эффектов не должны размножаться. Они должны демонстрировать и закреплять в популяции новые поведенческие признаки, их гены не нужны, нужны их "отклонения", те отклонения которые могут принести пользу всей популяции в данных условия. Так, например, Бета с большей вероятностью чем Альфа рискнет попробовать новое растение или решит приручить огонь.
Альфы приумножают и сохраняют популяцию, Беты привносят и закрепляют новое. Те популяции, члены которых распределяют свои функции именно таким образом получают определенное эволюционное преимущество. И выживают. Популяции которые нарушают этот шаблон в ту или иную сторону проигрывают конкуренцию и исчезают.
Я только прошу учесть, что данный подход спекулятивен и гиперболизирован, "Альфа" и "Бета" это условность и в реальности все, разумеется, намного сложней.