Подобно витязям-варягам, Чтоб воедино Русь собрать,
Идёт на бой с трёхцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несёт нам возрожденье
В сиянье радостных побед.
Начавшись каплей незаметной,
Она сплотилась в грозный вал,
Над нею флаг родной трёхцветный
В лучах рассвета засиял.
К нему все те, кто сын России.
К нему все те, кто правды ждёт!
Туда...где главы золотые.
К Москве он смелых приведёт!
(князь Фёдор Николаевич Касаткин-Ростовский автор гимна Добровольческой армии «Трёхцветный флаг» на музыку Мирона Якобсона).
Псевдоним - Ф.К.Р. (Эфкаэр) - князь Фёдор Николаевич Касаткин-Ростовский вступил в Добровольческую армию после того, как большевики убили его мать и сестру Софью в их имении в Чернянке под Белгородом. Участвовал в Гражданской войне в составе Вооруженных силах Юга России, служил в Сводно-гвардейском полку, написал гимн Добровольческой армии «Трёхцветный флаг» на музыку Мирона Якобсона. Участвовал в выставке в память генерала Корнилова, на которой читал свои патриотические стихи. В 1919 году возглавлял подпольную офицерскую организацию в занятом большевиками Киеве. В конце 1919 — начале 1920 года был эвакуирован в Варну. В эмиграции в Югославии. В 1922 году в газете «Руль» опубликовал статью «Главковерх Тухачевский» о своем бывшем однополчанине, ставшем крупным советским военачальником. Впоследствии статья перепечатывалась в «Семёновском бюллетене» (1935) и журнале «Часовой» (1936).
Небольшие отряды добровольцев на Таганрогском под командой Кутепова, и Батайском направлениях под командой Маркова, и донских партизан на восточных направлениях, - истекали кровью, задерживая наступления красных орд, но их доблесть всё же не могла перебороть непрерывно увеличивающихся красных. Круг около Ростова, где находился штаб Добровольческой армии всё суживался. Донские казаки не выступали против красных и, наконец, настал момент когда нужно было решать, или погибнуть в Ростове или пытаться куда-то уйти, найти поддержку и выждать оздоровление народа. Генерал Алексеев в эти дни писал своей семье 5(18 по новому стилю) февраля 1918 г. :"Горсточка наших людей, не поддержанная совершенно казаками, брошенная всеми, лишённая артиллерийских снарядов, истомлённая длительными боями, непогодою, морозами, по-видимому исчерпала до конца свои силы и возможность борьбы. Если сегодня-завтра не заговорит казачья совесть, если хозяева Дона не станут на защиту своего достояния, то мы будем раздавлены численностью хотя бы и ничтожно нравственно врага.
Нам нужно будет уйти с Дона при крайне трудной обстановке. Нам предстоит, по всей вероятности, трудный пеший путь и неведомое впереди, предначертанное нам Господом Богом. Трудно сказать как всё устроится.
Мы уходим в степи, можем вернуться, если будет милость Божья. Но нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы."
И 9(22 по н.с.) февраля Добровольческая армия выступила из Ростова. Под грохот разрывов атакующей артиллерии большевиков подходящих к Ростову, при злорадстве местных большевиков, при плотно завешанных окнах трусливых обывателей, предпочитавших отдаться на волю идущему хаму, чем идти бороться против него. Тёмным ненастным вечером выходила Добр. армия - армия... в 3000 человек! - в поход, в поход в неизвестность, в поход на неопределённое время, поход навстречу смерти, поход для защиты чести, поход для сохранения национального знамени, поход на сохранение "огонька", в надежде на здравый смысл своего народа и с верой в милость Господнюю и под покров Пресвятой Богородицы.
9(22 по н.с.) февраля 1918 года. Выступление из Ростова. Переход в станицу Аксайскую. 25 вёрст.
9(22 по н.с.) февраля генерал Корнилов приказал всем Добровольческим отрядам собраться в Ростове-на-Дону и с наступлением темноты выступить на станицу Аксайскую. Около 10 часов вечера из дома Парамонова вышли пешком генералы Корнилов, Деникин, Романовский, Эльснер и чины штаба армии. По дороге к ним с чемоданом в руках присоединился генерал Богаевский. Больной генерал Алексеев ехал в экипаже, при нём вся казна Добр. армии - около 2 миллионов рублей в облигациях. За Корниловым текинец нёс большой трёхцветный русский стяг.
Вслед за ними стали выходить из Ростова части Добровольческой армии, армии необыкновенной по своему составу. Во главе два бывших Верховных главнокомандующих, их ближайшие помощники: Главнокомандующий фронтом, корпусные командиры, начальники высоких штабов. В строю рядовыми старые штаб-офицеры, бывшие командиры прославленных боевых частей Русской армии. И рядом с ними юные офицеры, юнкеры и кадеты. А всего - немного больше трёх тысяч(фрагмент из книги "Первые начавшие" о 1-м Кубанском походе).
Подобно витязям-варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идёт на бой с трёхцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несёт нам возрожденье
В сиянье радостных побед.
Начавшись каплей незаметной,
Она сплотилась в грозный вал,
Над нею флаг родной трёхцветный
В лучах рассвета засиял.
К нему все те, кто сын России.
К нему все те, кто правды ждёт!
Туда...где главы золотые.
К Москве он смелых приведёт!
(князь Фёдор Николаевич Касаткин-Ростовский автор гимна Добровольческой армии «Трёхцветный флаг» на музыку Мирона Якобсона).