14,3K подписчиков

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

9,7K прочитали

Если вы любите разгадывать ребусы и психологические задачи, это статья для вас.

Кто-то, наверное, помнит, что в 60-70-х годах прошлого века журнал "Наука и жизнь" познакомил своих читателей с инспектором Варнике, персонажем восточногерманского журнала "Ойленшпигель", инспектор ходил в клетчатой одежде и с курительной трубкой. Криминальная история состояла всего из одного рисунка, внимательно приглядевшись к которому, можно было вместе со следователем Варнеке найти виновного в том или ином преступлении. Обычно в самом рисунке и содержался ответ.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

Вот сейчас и нам предстоит, внимательно приглядевшись к одному рисунку (точнее, к одному видео, снятому с одной точки), разгадать секрет преступления. В кадре мы видим лунный модуль "Аполлона-17", где до старта ещё около 10-12 часов.

По легенде НАСА "Аполлон-17" прилунился на ровной площадке среди множества гор, видеорендеринг с канала Apollo Seventeen показывает эту местность.

Перед тем, как взлететь с Луны, в 150 метрах от лунного модуля якобы был оставлен ровер, на нём была телекамера, которая и снимала события без участия актёров-астронавтов.

Лунный модуль и оставленный ровер (схема расположения).
Лунный модуль и оставленный ровер (схема расположения).

Телекамера эта, по мифологии НАСА, управлялась с Земли, из Хьюстона.

Расположение телекамеры обведено красной окружностью.
Расположение телекамеры обведено красной окружностью.

Но вначале около этой камеры демонстративно долго возится один актёр. Он несколько раз, то влево, то вправо проходит мимо объектива, изображение при этом качается, как будто кто-то толкает телекамеру.

Поскольку цветное изображение получается путём съёмки через вращающийся диск с цветными фильтрами, и изображение экспонируется поочерёдно через зелёный, синий и красный светофильтры, вдоль быстро движущихся объектов или во время быстрого панорамирования возникает трёхцветная кайма (пурпурные, жёлтые и голубые полосы).

Трёхцветные полосы при быстром панорамировании вверх
Трёхцветные полосы при быстром панорамировании вверх
Цветные окантовки на границе раздела свет-тень
Цветные окантовки на границе раздела свет-тень

Видно, что в кадре находится живой человек, а не кукла, столь часто используемая НАСА вместо астронавта на "лунных" фотографиях.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

Снято всё одним единым планом. Камера панорамирует то влево, то вправо, то отъезжает, то наезжает. Мы видим время от времени лунный модуль издалека на фоне четырёх гор.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

Потом, во время панорамирования появляются детали ровера на переднем плане.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

Мы видим оставленные астронавтами следы около колёс ровера.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

Но вот, по-видимому, астронавты отошли от ровера, поскольку камера делает панораму вверх со следов, и оба астронавта уже в кадре. Если в кадре они вдвоём, а камера при этом панорамирует, то это, по замыслу НАСА, должно означать, что управление телекамерой перехватили из Хьюстона.

Оба астронавта в кадре
Оба астронавта в кадре

Оба астронавта скрываются за лунным модулем. Потом один астронавт вновь появляется, отходит вправо, делает какие-то движения и скрывается опять. Мы не видим, куда астронавты заходят, поскольку люк для входа находится с тыльной стороны.

Посмотрите хотя бы пару минут - действия астронавта перед телекамерой.

А вот здесь астронавты уже вдвоём в кадре:

По легенде НАСА, примерно через 8 часов (астронавты в это время спали около 6 часов) трансляция возобновляется, и этот лунный модуль взлетает вверх.

Старт взлётной ступени лунного модуля
Старт взлётной ступени лунного модуля

С нами эти сюжеты смотрел инспектор Варнике, и он внимательно выслушал доводы оппонентов.

Сначала свою точку зрения высказал Кинооператор, потом - защитник НАСА.

Кинооператор настаивал на том, что в кадре используется макет, а защитник НАСА убеждал, что лунный модуль настоящий и большой по размеру.

- Это один и тот же модуль, - начал инспектор Варнике. - Что в момент взлёта, что за несколько часов до этого: фон ничуть не изменился, да и сам модуль остался прежним, подмены не было. Всё время в кадре находится один и тот же лунный модуль на одном и том же фоне.

Потом он обвёл глазами присутствующих и добавил:

- Но один из вас лжёт, скрывая преступление.

На ноутбуке он остановил момент старта взлётной ступени лунного модуля и сказал:

- Взлетает, и это совершенно однозначно, небольшой по размеру макет. Другими словами, старт "Аполлона-17" снят с помощью миниатюрного макета, который был примерно в 8-10 раз меньше реального прототипа.

Потом он ещё раз внимательно посмотрел, как астронавт копается около телекамеры перед взлётом.

186. Почти детективная история - взлёт "Аполлона-17" с Луны

- Видим только по пояс, - прокомментировал он вслух.

Потом остановил момент, где астронавт приближается к модулю на общем плане и добавил:

- А здесь сразу на общем плане, и ноги скрылись по колено... Ни один из астронавтов не пошёл от ровера к лунному модулю по прямой. Астронавты появились сразу на общем кадре откуда-то сбоку. Для чего понадобилась эта бессмысленная траектория? И когда они успели сделать такой гигантский крюк? К тому же мы не видели, чтобы кто-то из астронавтов хоть раз прошёл перед модулем, только сзади него.

А следующей фразой следователь Варнике просто огорошил присутствующих:

- Этот лунный модуль, к которому приближается в кадре астронавт, небольшой по размеру, - он сделал паузу, чтобы придать значимость свои словами и продолжил:

- И влезть в него в принципе невозможно. Это - макет, по высоте он актёру примерно по пояс.

Инспектор Варнике смотрит видеосюжет, снятый около лунного модуля
Инспектор Варнике смотрит видеосюжет, снятый около лунного модуля

В комнате воцарилась тишина.

Как вы думаете, на основании каких фактов инспектор Варнике сделал вывод, что всё время в кадре находился миниатюрный макет? Что выдало использование миниатюры в кадре?

Ответ будет в следующей статье.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

Продолжение. И разгадка: