Милое и прелестное зрелище -- этот 64-минутный фильм. Нежный, чистый, откровенный -- совсем как его главная героиня. И как-то незаслуженно подзабытый...
Начинается он с того, что 18-летняя Таня смотрит в окно и беззаботно грызёт яблоко (а за окошком -- небо, ветер, радость; на карниз уже прилетел кипенно-белый голубь и расхаживает там, воркуя, всем своим видом обещая счастье).
Идиллия прерывается окриком Таниной матери. Она, как и положено всякой советской родительнице, разнообразно недовольна своим ребёнком ("ты пока никто, и звать тебя -- никак"). Озвучиваются сразу несколько настоятельных просьб, точнее, две. Но взаимоисключающие. Женщина требует, чтобы дочь уже наконец села заниматься (впереди экзамен по физике, поступление в педагогический вуз). И, в то же самое время, Таня должна срочно идти в магазин за солью.
Лирическое отступление. С этой солью вообще интересная история. Мать упрекает девушку, что она уже третий день не может купить соли. Разговоры о соли с дворничихой, генератором народных мудростей и, в конечном итоге, источником соли (отложение солей? соль земли?)
Соль возникает так и сяк в беседах, которые девушка ведёт с различными людьми, что встретились ей в этот, казалось бы, обычный, но очень важный для неё день... Зачем это? Напомнить, что жизнь -- не всегда сахар? Или чтобы призвать задуматься на тему -- в чём, собственно, соль? Так или иначе, наряду с периодически фигурирующими в фильме яблоками, соль явно служит неким символом...
Вообще, налицо перекличка сюжета картины (созданной, кстати, по рассказу Виктории Токаревой) с широко известной -- грустной и комической -- историей про поход одного там финского крестьянина за спичками. Одновременно с этим имеются ощутимые отсылки к кэрролловской Алисе -- внимательной и пристрастной наблюдательнице за чужой и непонятной жизнью, задавательнице нелегких вопросов, мечтательнице, мыслительнице...
Хорошо быть 18-летней!.. Простой поход за солью превращается в увлекательный аттракцион. Незнакомая женщина бесплатно отдаёт Тане билет в театр. Во время представления девушка знакомится с мужчиной, сидящим рядом. Это именно с ним не захотела идти та самая женщина, избавившаяся от билета.
Спектакль благополучно заканчивается, а приключения маленькой девочки в большом городе лишь берут начало. В компании нового знакомого -- Ивана, мужчины средних лет, Инструктора по плаванию по специальности, девушка до утра гуляет по городу.
За это время Таня многое успевает -- показать Ивану город (Инструктор этот -- командировочный), затронуть массу тем, удивиться общности их душ, влюбиться... Только вот соль она купить забывает напрочь.
Они побывали свидетелями на свадьбе совсем незнакомой и ужасно забавной юной парочки, затем Таня не без опаски посетила гостиничный номер Ивана (к счастью, ей там ничто не угрожало), позже они отправились купаться... И говорили, говорили... Никак не могли остановиться.
Бытует мнение, что максимально откровенным мы бываем лишь с малознакомыми людьми -- случайными, например, попутчиками. Вот и Таня -- поведала своему только что обретенному Инструктору обо всём, что случалось в её маленькой жизни. Не утаила ничего.
Он, а заодно и мы, узнаём, что Таня уже пережила первую любовь (в рамках поездки на картошку), что не считает свою мать интеллигентным человеком, несмотря на то, что та преподаёт зарубежную литературу ("интеллигентность и образованность - разные вещи; образованность -- это сумма знаний, а интеллигентность -- доброжелательность, ум, юмор"), что у неё никогда не было отца...
Не нужно быть Зигмундом Ф., чтобы понять -- девушка потянулась к этому взрослому, неглупому, печальному мужчине, ища в нём отца, учителя... "Мне кажется, что вы были всегда, и никогда не было, чтобы вас не было"...
А что же он, Инструктор? К нему какие могут быть претензии? он просто мужчина. Эгоистичный, зацикленный на собственных неудачах инструктор по плаванию, который сам в воду предпочитает не заходить (радикулит). Рассуждающий о жизни, но сам, по сути, не живущий. Не обращающий внимания на то, что ему рассказывает про себя эта девушка с горящими влюбленными очами, -- и вот тому пример: Иван спрашивает у Тани -- с какого она года, та отвечает; он тут же начинает вспоминать, чем лично для него был памятен тот год. А через некоторое время снова задаёт девушке вопрос о её возрасте... Затем пускается в пространные, философские рассуждения, ставит в один ряд -- жену, блондинку, Таню...
Влюбил в себя -- и разочаровал до презрения. Этот путь инструктору по плаванию Ивану удалось пройти в рекордно короткие сроки. Для этого ему понадобилось всего лишь увязнуть в пошлых, расхожих фразах, явив своё пустое нутро...
Многому научил этот день Таню, пожалуй, даже большему, чем вся предыдущая жизнь... Она вынесла из него главный урок, и на вопрос матери: "как же ты собираешься жить дальше?", не задумываясь, отвечала: "Чисто".
Выдержала экзамен. Умница.
А ваша Сова, пока смотрела фильм, всё никак не могла отделаться от мысли, что вот эта милая, юная, симпатичная Таня чем-то очень похожа на Александру А. Тихомирову. Тот же максимализм, та же отрешенная мать, та же безотцовщина, то же надкусанное яблоко... И ещё думала о том, что хорошо всё-таки, что Катерина сама ходила за продуктами (в том числе, за солью, например). А то неизвестно, какой Инструктор мог бы повстречаться Александре, и чем закончилось бы дело. Лучше уж пусть на материнских ошибках учится...
Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается делиться с вами своими мыслями. К тому же, она всегда рада обсуждениям в своём блоге. Спасибо, что дочитали до конца.