Найти в Дзене
Энергия+

Сардельки на ТЭЦ и другие (не)выдуманные сцены: пять фильмов, снятых на объектах энергетики

Оглавление
   Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» для добычи нефти на шельфе Елена Ли
Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» для добычи нефти на шельфе Елена Ли

Профессиональная видеокамера тяжелая: она весит около 3–4 килограммов. Оператору кинофильма при съемке без штатива бывает в прямом смысле слова нелегко. Но, кроме камеры, на плечи может давить и большая ответственность: например, когда снимаешь фильм на объекте особой важности — энергетическом. Рассказываем, как пять объектов топливно-энергетического комплекса превратились в декорации для кино.

Нефтяная платформа «Приразломная» в фильме «Елки-5»

Действие одной из новелл новогодней комедии разворачивается за полярным кругом — в 60 километрах от берега, среди толстого арктического льда Баренцева моря. По сюжету нефтяник и девушка — специалист по технике безопасности разбираются в своих чувствах друг к другу на морской платформе для добычи нефти «Приразломная». Это единственная стационарная, то есть стоящая основанием на дне, нефтяная платформа на российском арктическом шельфе. С 2013 года здесь ведут разработку месторождения в экстремальных условиях Севера и получают сорт нефти с повышенным содержанием серы — ARCO (Arctic Oil).

Зачем смотреть: невероятно красивые кадры Арктики, искрометный юмор.

Минская ТЭЦ-3 в «Легенде № 17»

В фильме о жизни советского хоккеиста Валерия Харламова есть сцены, снятые в маленьком городе Чебаркуле Челябинской области. Герой приехал туда на матч и во время тренировки затеял опасную авантюру: он решил перебраться по проводу между двумя градирнями тепловой электроцентрали (ТЭЦ). Безрассудный поступок невозможен в реальности, а самой ТЭЦ в Чебаркуле нет. Захватывающую сцену снимали на Минской ТЭЦ-3, которая обеспечивает энергией юго-восточную часть столицы Беларуси.

Зачем смотреть: ностальгия по советским спортивным достижениям и прекрасная режиссерская работа.

   В фильме «Легенда № 17» главный герой по проводу переползает между градирнями тепловой электростанции. Фото iStock Елена Ли
В фильме «Легенда № 17» главный герой по проводу переползает между градирнями тепловой электростанции. Фото iStock Елена Ли

Калининская и Ленинградская электростанции в романтической комедии «Атомный Иван»

Фильм снимали сразу на двух атомных электростанциях (АЭС) — Калининской и Ленинградской. Первая питает электричеством бо́льшую часть Тверской области, а вторая, крупнейшая по установленной мощности в России, обеспечивает более половины энергетических потребностей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Атомные станции — это режимные объекты, снимать их запрещено даже снаружи. Но создателям фильма повезло: их пустили внутрь. В итоге получилась комедия об увлеченных наукой и искусством физиках Тане и Ване, которым предстоит разобраться в отношениях и поставить на производстве спектакль о ядерном апокалипсисе.

Зачем смотреть: яркие краски и костюмы, много озорства и уморительных шуток.

Красноярская гидроэлектростанция — «звезда» трех фильмов

Красноярская ГЭС — вторая по мощности гидростанция в России и уступает только Саяно-Шушенской. Однако «рекламная кампания» у Красноярской станции была на высоте: ее видели почти все жители нашей страны старше 25 лет. В конце 1990-х фото Красноярской ГЭС украшало десятирублевую купюру — редкую гостью в кошельке в наши дни. Станция действует более полувека и за это время неоднократно попадала на экраны советского кино. Про масштабный гидроузел регулярно снимали документальные фильмы и производственные драмы: «На диком береге», «Сибирячка», «Негасимое пламя».

Зачем смотреть: ламповая атмосфера середины XX века и умные добрые диалоги.

   Главная «актриса» среди гидроэлектростанций — Красноярская ГЭС Елена Ли
Главная «актриса» среди гидроэлектростанций — Красноярская ГЭС Елена Ли

Южная ТЭЦ и «Ночной дозор»

Сюжет городского фэнтези разворачивается в Москве, населенной магами, ведьмами и вампирами. Но одну из самых ярких сцен фильма снимали в Санкт-Петербурге на Южной ТЭЦ-22 — самой мощной тепловой электростанции города. В фильме допустили два художественных преувеличения. Из-за резких скачков давления на предприятии происходит взрыв, который обесточивает всю столицу. Как утверждают энергетики, авария такого масштаба в реальности не случилась бы: на территории мегаполиса действуют 20–30 тепловых станций, каждая из которых снабжает энергией свой район. Еще одна выдумка в фильме — приготовление сарделек на трубах станции. Температура внутри и правда высокая: до 280 градусов, но из-за нескольких слоев теплоизоляции поверхность трубы разогревается только до сорока. В реальности герои могли бы разве что разогреть сардельку, потратив уйму времени.

Зачем смотреть: реалистичные спецэффекты, динамичный монтаж и философия загадочной русской души.