Найти тему
Хроники Пруссии

Венгерский стыд: как король Сигизмунд предал великого магистра Тевтонского ордена

Анализируя причины поражения Тевтонского ордена в знаменитой Грюнвальдской битве (на титульной иллюстрации), многие историки обращают внимание на то, что как Пруссия, так и противостоящие ей Польша с Литвой весьма зависели от наемников, привлеченных в помощь собственным армиям. Скажем, непосредственно перед Великой войной 1409-1411 годов и вскоре после ее начала великий магистр Ульрих фон Юнгинген через своих эмиссаров завербовал в Силезии, Моравии, Лужице, Саксонии, Тюрингии и других германских землях около 2 500, как выразились бы сейчас, «солдат удачи». Последние активно сражались в полях, а также несли гарнизонную службу и в тевтонских, и в захваченных вражеских замках. В оплату этих услуг ордену пришлось выложить 46 тысяч марок – существенную сумму по меркам тех времен.

Как известно, кампанию лета-осени 1409-го в общем и целом более успешно провели тевтонцы, 8 октября заключившие с Польшей перемирие, которое должно было продлиться до дня святого Иоанна Крестителя (24 июня) в будущем году. После чего орден всеми силами обрушился на литовцев, не получивших такой передышки. Параллельно, развивая дипломатический успех, фон Юнгинген задружился с королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом. Образовавшийся союз имел явно антипольскую направленность – в заключенном договоре недвусмысленно говорилось о стремлении к поражению и полному уничтожению общего врага. Согласно разработанному плану, тотчас по окончании перемирия тевтонцы должны были открыть боевые действия на севере, в то время как Сигизмунд - атаковать Польшу с южного направления. За содействие венгерцу (хотя по происхождению его, скорее, можно считать немцем) было обещано 300 тысяч дукатов.

Король Венгрии и Хорватии Сигизмунд I Люксембург.
Король Венгрии и Хорватии Сигизмунд I Люксембург.

О своих симпатиях орденскому государству вовсю сигнализировал и брат венгерского короля Вацлав IV, который вот уже больше 30 лет занимал чешский трон. Само собой, и он рассчитывал поживиться за счет боевых монахов. Поэтому и предложил свое посредничество в предстоящем международном суде, который до 9 февраля 1410 года должен был решить спор между Тевтонским орденом и Великим княжеством Литовским. Фон Юнгинген отлично понял, к чему клонит набивающийся в друзья «чех», и посулил ему 60 тысяч флоринов, если арбитраж вынесет решение в пользу орденского государства.

Все это время поляки тоже не сидели, сложа руки, принявшись формировать свою коалицию, для чего уже в декабре 1409 года король Ягайло встретился в Бресте с великим князем литовским Витовтом. В Западной Европе польские пропагандисты активно соперничали с прусскими, стремясь лишить орден дополнительных поставок военного снаряжения и помешать нанимать кондотьеров. И все же объявленный в Праге вердикт арбитражного суда (Вацлав честно отработал взятку) оказался для Ягайло тяжким ударом. Разъяренная польская делегация прокляла европейских коррупционеров и немедленно покинула чешскую столицу, отказавшись признать судебное решение. Вдогонку ей малость сконфуженные судьи послали предложение о новой встрече сторон весной в Бреслау.

Король Чехии Вацлав IV.
Король Чехии Вацлав IV.

В этой мутной воде и решил половить рыбку Сигизмунд, которому страсть как не хотелось даже за большие деньги влезать в тевтонско-польскую войну – дома своих забот с лихвой хватало. Венгерский монарх решил заместить утратившего доверие в качестве посредника братца, чтобы повлиять на исход судебного разбирательства и тем самым предотвратить возобновление вооруженного конфликта. Для начала добился встречи с Витовтом – она состоялась в середине апреля 1410 года в венгерском городке Кесмарк (сегодня это Кечмарок на территории Словакии). Великому князю литовскому обещали королевскую корону, если тот расторгнет унию с Польшей. Витовт подумал-подумал, и отказался. И все же в главном Сигизмунд преуспел: было принято решение организовать в середине июня встречу на высшем уровне. Предполагалось, что в городе Торн соберутся вместе великий магистр, великий князь литовский, а также польский и венгерский короли.

Тем временем фон Юнгигнген успел назначить дату внезапного нападения на Польшу – 1 июня, еще до окончания срока действия перемирия. Такое вероломство великий магистр считал оправданным, поскольку поляки отвергли решения арбитража. Уже были наняты и доставлены в Пруссию 600 копий (около 1 800 человек) наемников, а герцоги Задней и Передней Померании прислали на помощь ордену свои объединенные войска. Оставалось только дождаться предсказуемого известия о том, что на встрече в Бреслау представители Ягайло не изменили своей позиции относительно судебного решения, и можно было начинать вторжение. Но вот те раз – 11 мая из Кесмарка пришла неожиданная новость!

М-да, говорят, фраза «Сигизмунд, что ты делаешь?!» впервые прозвучала из уст Ульриха фон Юнгингена, а вовсе не в знаменитой миниатюре Аркадия Райкина 500 с лишним лет спустя…

26-й великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.
26-й великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

Впрочем, плеваться и ругаться можно было сколько угодно, но портить отношения с могущественным союзником великий магистр не хотел. Поэтому немедленно распорядился прекратить все военные приготовления, в том числе и набор наемников. Рачительный немец посчитал, что расходы на них в ситуации, когда непонятно – возобновится война или нет, будут чрезмерными для орденской казны. Множество «продавцов своей шпаги» (как их тогда называли) уже совсем было собравшихся записаться на службу к тевтонцам и отбыть на предстоящий театр военных действий, остались без дела, а главное – без денег. И тогда разочарованные и разозленные внезапным отказом вояки решили досадить «кинувшему» их нанимателю, предложив свои услуги королю Польши.

Для Ягайло и Витовта достигнутые в Кесмарке договоренности оказались настоящим подарком. Ведь теперь, когда Тевтонский орден был вынужден продолжать соблюдать свои обязательства в отношении перемирия, они могли продолжать готовиться к продолжению войны, уже не опасаясь опережающего нападения. А уж когда к польскому королю на прием валом повалили капитаны ландскнехтов, тот сполна воспользовался создавшейся благоприятной ситуацией. Ягайло направо и налево сыпал обещаниями грандиозных гонораров и даже клялся, что компенсирует дорожные расходы – невиданная щедрость для начала XV века! Общее количество «солдат удачи», внезапно сменивших работодателя, неизвестно, но в архивах сохранились записи о, по крайней мере, двух больших отрядах из Чехии. Нет сомнений, что в целом таких подразделений (и не только чешских) было куда больше.

Наемник XV века. Реконструкция с сайта diorama.ru
Наемник XV века. Реконструкция с сайта diorama.ru

Отсутствуют точные данные и о наемниках на службе ВКЛ, однако известно, что Витовт ассигновал своему польскому партнеру 1 миллион 200 тысяч пражских грошей – по существующим расценкам этого хватало для содержания в течение двух месяцев 4 тысяч профессиональных головорезов.

«Возможно, будет правильным говорить, что корни поражения ордена под Грюнвальдом вырастают из решений, принятых в Кесмарке, - рассуждает шведский архивист и историк Свен Экдаль. - Великий магистр осознал критичность развития ситуации для Пруссии, и необходимость подготовки к войне, независимо от исхода запланированной встречи в Торуни 17 июня. Но вплоть до июня он так и не предпринял необходимых мер для предупреждения опасности, не начал масштабной кампании по сбору наемников. Две недели в мае, наполненные противоречивыми приказами и распоряжениями, и подготовили будущую катастрофу ордена».

О том, что его цинично развели, фон Юнгигнген догадался, когда в назначенный срок прибыл в Торн, сопровождаемый представителями высшей орденской аристократии и несколькими важными гостями. А вот Ягайло и Витовт не явились от слова «совсем», Сигизмунд же вместо себя прислал 200 всадников во главе с двумя магнатами. Проглотив оскорбление, великий магистр отдал приказ возобновить набор наемников. Находившемуся тогда в Праге комтуру Торна удалось завербовать 300 копий (900 человек), которые должны прибыть в Пруссию через месяц. Всего же по записям Книги выплат (Soldbuch) Тевтонского ордена, успели нанять примерно 2 тысячи «псов войны». Но под Грюнвальд этот контингент прибыть элементарно не успел.

«Это - одна из главных причин военной катастрофы 15 июля 1410 года, даже с учетом остальных факторов, таких как невыгодное расположение поля битвы, солнца, светившего в лицо и слепящего войска ордена, или притворное отступление части литовской армии, - убежден Экдаль. - Ульрих фон Юнгинген в своем великом самомнении слишком понадеялся на обещания венгерского короля Сигизмунда и затем столкнулся с фатальными последствиями подобной недальновидной политики. Превращение объединенного Королевства польского и Великого княжества Литовского в наиболее могущественное государство Центральной Европы после 1410 года стало также возможным благодаря Венгрии - бывшей союзницей Пруссии».

Сполна вкусившим все последствия Грюнвальдской катастрофы тевтонцам оставалось лишь горько сожалеть, что они слепо доверились венгерскому королю. Даже наказать иуду было невозможно: Сигизмунд в дальнейшей жизни вполне преуспел, став императором Священной Римской империи и скончавшись на 70-м году жизни – в почтеннейшем возрасте, как тогда считалось.

Вот и говори после этого, что судьба рано или поздно всегда карает предателей!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц