Много войн прошли русские солдаты. Отличительная черта русского солдата, что с каждыми военными действиями он не только набирается опыту, но и развивается духовно. Духовность русского солдата показал в рассказе "В тисках произвола" Всеволод Вишневский.
В сложные для России 1914-е года армия воевала и с Турцией в том числе. Корабль вёз на остров сигнальщика, который должен передавать состояние дел на линии фронта.
До этого сигнальщика сразила наповал турецкая пуля. Турецкие позиции были неподалёку и порой бои были жаркие. Шальные пули пролетали постоянно.
Знакомясь с позицией солдат увидел как его боевой товарищ мучается с животом. Товарищ страдал валяясь по земле, страданиям не было предела. Помочь бедалаге было нечем.
К радости солдата подошёл лейтенант царской армии. К сожалению цели офицера не совпадали со спасением страдающего. Оказалось, что страдающему, по злым стечениям обстоятельств, нужно было заступать на пост.
Не смотря на муки офицер приказал исполнять приказ. Видя, что солдат продолжает валяться по земле и никак не реагировать на приказ, начал избивать его чем попало.
Вновь прибывший сигнальщик вступился за страдающего, в связи с чем был наказан. Наказание было не для слабонервных. Пришлось стоять на полную вытяжку в открытой местности, на виду у турок.
Сложно понять в своём ли уме офицер, если ставит сигнальщика в опасность, чтобы лишиться его и ждать следующего. Скорее всего офицер и не интересовался своим составом и что происходит вокруг. Он просто упивался властью.
Солдат выстоял под пулями, которые свистали иногда. Турки любили напоминать, что они рядом и всё видят.
Время прошло, прошла и революция и оказался сигнальщик в отряде, который теснил Врангеля. В итоге Врангель сбежал на Британских кораблях, которые доставляли ему оружие.
Возвращаясь с задания солдат в городе повстречал лейтенанта с турецкой кампании. Машинально рука выхватила револьвер. В миг солдат увидел перед собой жалкое, трусливое и трясущееся существо.
Уподобляться тем, кого победили ранее сигнальщик уже не мог. Это было особенное чувство, не чувство превосходства, а чувство уверенного в себе человека, который является хозяином своей страны и не должен её позорить.
Отдав конвою трусливого лейтенанта сигнальщик отправился дальше. Живя в постоянной духовной неволе у офицеров, солдаты не теряли достоинства, копили и приумножали его.
Чем больше терпели несправедливость, тем больше ценили правду. И когда Россия оказалась под защитой настоящих, духовно богатых солдат, её стали опасаться.