Найти тему

Цену инженера повышает язык. Знание иностранного гарантирует рост заработка

Берут даже новичков Цифры говорят о том, что в 2019 году в России было открыто 270 тыс. вакансий для инженеров. В 2020 году — 301 тысяча. А по итогам 2022‑го их было уже не менее 400 тыс. Больше всего предложений поступает из отраслей строительства и недвижимости, IТ и электроники, приборо- и машиностроения, а также из металлургии, энергетики и пр. Не случайно эксперт заявляет, что эпоха гуманитариев закончилась. «Спрос на «технарей» будет только расти, — уверена она. — Следующие 10 – 15 лет их популярность станет только увеличиваться». Согласна с ней и независимый рекрутер Светлана Клейменова. «Инженеры разных профилей, безусловно, сейчас на пике востребованности: практически на любом предприятии для них есть вакансии, — говорит она. — Причем квалифицированному и опытному специалисту готовы платить хорошие деньги — зарплата инженера в Петербурге доходит до 150 – 160 тыс. рублей в месяц». Заводам, строительным фирмам или пекарням в большом количестве нужны и люди, способные умело эксплуатировать и обслуживать современное оборудование — потребность в них особенно выросла в последнее время, когда из России по разным причинам ушли зарубежные инжиниринговые компании. Больше разницы Вместе с тем надо понимать: платить высокую заработную плату новичку никто не хочет. А вот требования даже для начинающих в этой профессии высокие, поскольку любая ошибка инженера может аукнуться большими финансовыми потерями. Смотрим, к примеру, предложения для инженеров на «Адмиралтейских верфях». Вакансий много — для конструкторов и проектировщиков, технологов и электронщиков, а также металловедов, специалистов по качеству и нормированию труда, целого ряда эксплуатационщиков. Зарплата у рядовых инженеров — от 30 до 55 тыс. рублей ежемесячно, у ведущих — чуть больше. На «Силовых машинах» инженерная зарплата стартует от 43 тыс. рублей, а инженер-конструктор второй категории может рассчитывать на 55 – 57 тыс. Кировский завод, Невский завод и другие крупные предприятия города — примерно та же картина. А в целом она такова: порядка 80 % вакансий для инженеров предполагают зарплатную «вилку» 30 – 75 тыс. рублей. Остальные сулят выше — есть и предложения с оплатой труда 150, 200 и даже 300 тыс. При этом не факт, что нанятый в Петербурге специалист будет трудиться на берегах Невы — зачастую встречаются предложения, предполагающие занятость в Сибири или на Крайнем Севере. Почему такая разница в цифрах? Все дело в требованиях и уровне ответственности. Например, на минимум зарплаты могут взять человека с неполным высшим техническим образованием и основами знаний нормативных и методических материалов, ГОСТов и начальными навыками составления специ­фикаций, конструирования узлов и пр. От претендентов на зарплату 65 – 75 тыс. рублей требуют уже твердых знаний и навыков, а также опыт работы от двух лет. Следующая ступень оплаты 75 – 105 тыс. предполагает знание английского языка на уровне чтения технической документации, опыт работы от трех лет (в т. ч. с целым перечнем компьютерных программ), а также готовность вести тот или иной проект от начала до конца. А больше всего готовы платить инженерам с опытом от пяти лет, с отличным владением программами (AutoCAD, Archicad, Revit) и готовностью прохождения экспертиз и защиты конструкторской части проекта. Практически обязательным является и знание английского языка на разговорном или свободном уровне. «Если кандидат не только хорош с профессиональной точки зрения, но и владеет несколькими иностранными языками, с трудоустройством у него проблем не будет, — считает Светлана Клейменова. — Особенно сейчас востребованы специалисты, способные общаться на китайском и других восточных языках». Между хотят и могут Как же так получается, что в стране, где ежегодно только в системе высшей школы выпускают до 200 тыс. новоиспеченных инженеров, наблюдается их хронический дефицит практически по всем специализациям? «Проблема все та же, что и многие годы назад: кандидаты зачастую хотят больше, чем умеют, — отвечают те, кто в теме. — Ведь на зарплату 40 – 50 тысяч рублей, особенно в столицах, сейчас мало кого заманишь — курьеры получают больше. А уровень ответственности у инженера совсем иной». Практики жалуются: выпускники профессиональной школы все так же приходят в бизнес и на производство «сырыми» — их надо доучивать и приспосабливать к потребностям конкретного места работы. А представители системы образования парируют тем, что «со студентами никто не хочет возиться — даже на практику порой их устроить трудно». В результате, вместо того чтобы повышать свой профессиональный уровень, будущие инженеры во время учебы зачастую работают официантами, барменами и курьерами — так проще и выгоднее. Да и далеко не все оказываются готовы редактировать чертежи и рассчитывать конструкции, нести за это полную ответственность. Усилия в том направлении, чтобы уровень наших инженерных кадров рос, предпринимаются — запущено сразу несколько общегосударственных программ, есть немало примеров успешного сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. Их главное преимущество — возможность еще на этапе обучения адаптировать знания и навыки будущих специалистов под потребности конкретного предприятия. Что и позволяет на выходе из вуза получить их не «сырыми», а готовыми хоть завтра начать работу и выполнять все те обязанности, что им вменяются.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц