«Инкогнито из Петербурга» – экранизация пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», осуществленная в 1977 году мастером комедии Леонидом Гайдаем. Фильм не стал открытием, но все же заслуживает внимания всех любителей классики. Правда, многие зрители и критики единодушно твердят, что «Инкогнито из Петербурга» сильно уступает фильму «Ревизор» 1952 года, который до сих пор считается эталонным (хотя в свое время тоже получил долю критики). Впрочем, Леонид Гайдай явно не претендовал на громкий успех, потому что без стеснения повторял самого себя. В фильме присутствуют типичная для его комедий погоня, гротескные сцены и эксцентричный юмор. Так что все любители его творчества сразу узнают почерк любимого мастера, который в этот раз решил не импровизировать.
Пожалуй, главная проблема киноленты – это ее почти водевильная легкость, на которую плохо ложится едкая сатира Гоголя. Смех в комедии «Ревизор» – сквозь слезы: уж больно узнаваемыми получились персонажи, которые, кстати, не перевелись и в наше время. Гайдай же, в первую очередь, развлекал зрителей. Правда, у него явно была задумка через пьесу столетней давности высмеять реалии советской бюрократии, однако попытка не удалась во многом из-за все той же водевильной легкости, которая никак не вязалась с плотным, насыщенным текстом Гоголя. Возможно, актеры тоже это понимали, потому что им явно не хватило энтузиазма и энергетики, которыми фонтанировали актеры его лучших комедий.
Комедия «Инкогнито из Петербурга» – это не столько экранизация, сколько вольная адаптация пьесы Гоголя – вроде музыкального фильма «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» Г. Юнгвальда-Хилькевича. С этой точки зрения фильм в целом удался – хотя ему опять-таки не хватило изюминки, как тем же трем мушкетерам. Комедия в целом верно передает сюжет пьесы. Актеры подобраны удачно; особенно хорош Анатолий Папанов в роли городничего, которого он играл в Театре сатиры на пару с Андреем Мироновым в роли Хлестакова. Пожалуй, можно пожалеть, что Гайдай не пригласил Миронова в свой фильм, побоявшись явных отсылок к знаменитому спектаклю. Пожалуй, Андрей Александрович привнес бы в картину ту самую искру, которой так не хватало на съемочной площадке.
«Инкогнито из Петербурга» – очень неплохой фильм, заслуживающий внимания современного зрителя, особенно, – на фоне скучного «Ревизора» 1996 года, который не смог ничем удивить зрителя.