От обращения президента к Федеральному собранию многого ожидали. И не обманулись – в части образования Путин анонсировал «большие изменения в высшей школе». Хотя и утешил уже учащихся студентов, мол, закончите, куда поступали, не волнуйтесь. И ранее выданные дипломы вузов тоже пересмотрены не будут. Но вообще «вышку» ожидают «большие изменения в нормативной базе», обновление статуса аспирантуры и многое другое.
Синтез всего лучшего, что было в советской системе и в наработках последних 10 лет, возврат к базовому образованию – такие перемены ждут вузы. При этом президент подчеркнул, что останутся программы обучения 4 и 6 лет, узкоспециальные курсы — если будет такая необходимость. Но, вероятно, в будущем это все же не будет называться магистратурой и бакалавриатом (хотя и бакалавров, и магистратуры президент помянул). Одно ясно точно – аспирантура будет вынесена в отдельный высший уровень образования, как это и было в СССР.
Из речи президента РФ о развитии отдельных областей промышленности и науки следует, что курс на приоритет инженерии сохраняется. Особенно перспективными выглядят области обучения для структур ВПК, который получит ряд льгот и преференций, электронной промышленности, которая названа президентом в числе приоритетных, дорожного строительства и судостроения. Последнее оттого, что в поисках новой логистики будет проложена новая дорожная сеть аж до Китая и заново будет осваиваться «снова ставшее внутренним» Азовское море.
«Да, президент говорил о синтезе той системы, что была раньше и лучших наработок последних лет, – комментирует для «МК» научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. – Он подчеркнул в своей речи, что мы не отказываемся от двух уровней высшего образования. Первый уровень базового образования будет составлять 4-6 лет, затем, кому это нужно, станут получать узкоспециальное образование в формата магистратуры или аспирантуры. Аспирантура – третий уровень высшего образования. Президент обозначил продолжение курса правительства на развитие науки, поддержку молодых ученых и расширение сотрудничества с производством и бизнесом. Еще момент, на который мало кто обратил внимание, – развитие профессионалитета в колледжах. Это федпроект, который фактически сближает среднее профессиональное образование и вузы, существенно облегчает вход абитуриента на уровень специалитета – но над этой смычкой предстоит ещё большая работа.
Говоря о «творческом подходе к налогообложению», Путин также предложил увеличить вдвое размер социального налогового вычета на обучения (а также лечение) детей. «С нынешних 50 тысяч до 110 тысяч рублей в год, – сказал президент. – А по расходам на собственное обучение – со 120 тысяч до 150 тысяч".
Про школы, в отличие от вузов, было сказано немного. Продолжится ремонт и строительство новых школ, причем дотации регионам на эти цели станут постоянными. «Необходимо повышать значимость учительского труда, говорить дома своим детям об уважении к труду учителя», – отметил президент.
Нужно ли реформаторство в части среднего образования? Современную систему образования ругают часто, особенно ЕГЭ. Мол, все эти камеры, металлоискатели, суровые правила сдачи ответов и тестирований – слишком стрессовая среда. И еще тесты и стандартизированные сочинения, как ни крути, лишают творческой инициативы. Часть общества ностальгирует – «а помнишь, как раньше?», с теплотой вспоминая школы и вузы своего детства и юности.
Сегодня эксперты признают – советское образование было, может, и неплохим, но однобоким. Перекос в сторону математики, физики и вообще технических дисциплин (высшая математика и физика занимали, например, 10% учебного времени). Слабый иностранный язык, на котором после десяти лет обучения в школе и шести в вузе человек не мог общаться. Академизм, оторванность от реальной жизни. Оторванность от всего мира, наконец, которая не позволяла научным тенденциям проникать в закрытую железным занавесом страну. Все это, конечно, не двигало вперед образование.
Да, столько уроков каждый день не было и на дом так много не задавали. Но не следует забывать, что за 30 лет знаний у человечества прибавилось. А, главное, произошла целая цифровая революция, свершились глобальные перемены в сфере информации и коммуникаций. Многие поминают школьную продленку. О ее возращении также говорил президент. Но одно дело группа продленного дня (ГПД) полного цикла в социальном обществе, а другое — сейчас, когда школы перешли на хозрасчет. Без дополнительных финансовых вливаний ГПД осуществить невозможно. Как и вернуть времена, когда в школе было «все бесплатно»: кружки вязания, футбол и танцы. Сегодня кто-то просто обязан за все платить.
Вступительные экзамены в вуз при СССР, особенно позднем, были непрозрачной историей, имеющей отчетливый кастовый оттенок. Абы кто, имея даже отличные знания, в МГИМО, МГУ или престижную в те времена Плехановку с налету не поступал. Возможно, и сегодня «кое-где у нас порой» мухлюет на ЕГЭ. Но у обладателя ста баллов или близких к этому результатов экзаменов определенно есть шансы. А у призера или финалиста Всероссийской олимпиады по профильному предмету даже гарантии имеются. Как бы ни ругались поборники прежней системы, в части уравнивания шансов богатых и бедных, москвичей и жителей регионов единые госэкзамены работают.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Станислава Одоевцева