Вступив в «дредноутную гонку» уже после появления «сверхдредноутов», ВМС Чили заказали Армстронгу в Великобритании 2 корабля этого типа, которые силуэтом и размерами напоминали новейшие английские линкоры типа «Айрон Дьюк», но имели более высокую скорость и были вооружены 356-мм орудиями. Чили, беднейшая страна из тройки южно-американских «сверхдержав» (кроме нее Бразилия и Аргентина), тем не менее, профинансировала свою очень дорогую судостроительную программу, основу которой составлял небольшой, но мощный, хорошо сбалансированный линейный флот. Источником финансирования строительства новых кораблей служил стабильный доход, получаемый от продажи селитры (по залежам 1-е место в мире) и меди (2–3 место).
Конструкторский отдел компании Армстронга представил чилийской стороне проект линейного корабля, вооруженного 14-дм орудиями главного калибра, который по замыслу как заказчиков, так и проектировщиков должен являться мощным соперником бразильским дредноутам и быть способным уверенно одержать победу на дистанции «решительного боя» (10 000 ярдов). Чилийцы полагали, что линейный корабль, вооруженный 14-дм калибром вполне мог противостоять мощи залпа четырнадцати 12-дм орудий бразильского «грозы морей» и способен пробивать бортовую броню «Рио-де-Жанейро» с дистанции 10 000 ярдов (9144 м).
В 1911 г. специально для будущих чилийских линкоров «Альмиранте Латорре» (Almirante Latorre) и «Альмиранте Кохрейн» (Almirante Cochrane) оружейниками компании Армстронга были разработаны скорострельные (1,7 выстрела в минуту), 14-дм (356-мм) орудия раздельного заряжания с длиной канала ствола 45 калибров (16 м). Орудийные башни были установлены в диаметральной плоскости по классической на тот момент для Королевского флота линейно-возвышенной схеме, при этом вторая и четвертая башни были возвышенными. В дальнейшем (после зачисления корабля в состав британских ВМС) специалистами Королевского флота отмечалось, что эти орудия имели очень удачную конструкцию, обладали превосходным качеством стрельбы и большим эффектом поражения. Заряжание производилось при любом положении орудия.
Средняя артиллерия по первоначальному проекту должна была состоять из 22 скорострельных 4,7-дм (120-мм) орудий, но в окончательный вариант были внесены изменения, согласно которым 4,7-дм калибр заменили 6-дм (152-мм), исходя из того, что именно этот калибр был выбран для последнего, самого мощного бразильского дредноута. Увеличение калибра средней артиллерии повлекло за собой увеличение нормального водоизмещения на 600 т, осадки на 152 мм, уменьшение контрактной скорости на четверть узла. Восемь 152-мм орудий разместили в двух забронированных батареях (по четыре орудия на каждый борт), расположенных на верхней палубе между траверзами передней части носовой надстройки и второй дымовой трубы. Протяженность батарей была около 49 м, первые четыре орудия (по два на каждый борт) были направлены в сторону носа, остальные четыре — в сторону кормы. Высота расположения батарейной палубы над килем корабля составляла 13,34 м. Еще четыре 152-мм орудия (по два на каждый борт) установили в забронированных казематах носовой палубной надстройки на палубе полубака как раз над первыми четырьмя батарейными орудиями и были направлены в сторону носа. Остальные четыре 152-мм орудия (по два на каждый борт) разместили в забронированных казематах кормовой палубной надстройки с возможностью стрельбы на борт и в корму. Таким образом, такое размещение орудий противоминной артиллерии позволяло равномерно концентрировать огонь в нос и в корму.
В арсенал вооружения корабля также входили четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса и четыре пулемета «Максим-Виккерс» образца 1909 года. Позже в районе нижнего мостика были оборудованы артиллерийские позиции для двух (по одному на каждый борт) 76-мм зенитных орудий образца Mk.I. Вооружение дополняли четыре 533-мм торпедных аппарата.
Подобно «Эджинкорту», «чилийцы» были защищены куда слабее, чем линкоры Королевского флота «адмиралтейских» проектов. Главный броневой пояс имел протяженность 118,3 м от наружной поверхности барбета носовой башни до наружной поверхности барбета кормовой башни и покрывал 58,7% длины корпуса на участке расположения жизненно важных частей корабля (котельно-машинной установки, артиллерийских погребов, постов управления). Он делился по высоте на две отдельные части – ватерлиния была защищена 229-мм броневыми плитами от нижней до уровня средней палубы (нижняя часть главного броневого пояса), выше средней палубы до уровня главной палубы толщина плит составляя 178-мм (верхняя часть главного броневого пояса). Главный (229–178-мм) броневой пояс имел продолжение в носовую часть на той же высоте, что и в середине корабля, сначала толщиной 152 мм и длиной 10,36 м, затем толщиной 102 мм и продолжался до наружной 102-мм носовой переборки. В кормовую часть главный броневой пояс продолжался броней толщиной 102 мм на расстояние 8,84 м до наружной 102-мм кормовой переборки. Располагавшийся выше главного верхний броневой пояс был набран из плит толщиной 114 мм и имел ту же протяженность, что и главный пояс. В носовую часть верхний 114-мм броневой пояс имел продолжение толщиной 102 мм до наружной 102-мм носовой переборки. По высоте 114-мм броневой пояс располагался от верхней до уровня главной палубы.
Бронирование всех орудийных башен было абсолютно одинаковым: лоб 254 мм, стороны 229 мм, тыл 203 мм, крыша 102 мм. Бронирование барбетов орудийных башен тоже было одинаковым: выше верхней палубы 254 мм, от верхней до главной палубы 152 мм, ниже главной палубы 102 мм. Противоминные батареи были защищены по периметру 152-мм наружным броневым поясом, крыши батарей 25,4-мм плитами, толщина броневого настила палубы составляла 25,4 мм. Колпаки шести постов управления стрельбой противоминной артиллерии правого и левого борта имели одинаковое бронирование – 76 мм (крыша и стороны). Боевая рубка была забронирована следующим образом: стороны 280 мм, пол 152 мм, крыша 76 мм.
Верхняя палуба была защищена 38-мм броневым настилом между 102-мм носовой наружной переборкой и наружной поверхностью барбета башни «У» (за исключением места размещения носовых противоминных батарей). Броневой настил главной палубы был толщиной 38 мм и только в кормовой части между наружной поверхностью барбета башни «У» и 102-мм кормовой наружной переборкой. Средняя палуба на плоскости и скосах была забронирована плитами толщиной 25,4 мм от носовой до кормовой наружных переборок. Над рулевым механизмом толщина бронирования составляла 102 мм. Нижняя палуба была забронирована плитами толщиной 51 мм только в носовой части от основания наружной переборки до штевня.
Главная энергетическая установка была комбинированной. Она состояла из двух комплектов паровых турбин высокого давления конструкции Брауна-Кертиса активного типа и двух комплектов паровых турбин низкого давления конструкции Парсонса реактивного типа, приводивших в действие четыре гребных вала, с закрепленными на них трехлопастными винтами с фиксированным шагом (ВФШ). Все винты были отлиты из легированной марганцовистой бронзы и имели одинаковые размеры. При переднем ходе корабля все винты вращались наружу. Машинная установка была изготовлена на машиностроительном заводе компании «Джон Браун» в Клайдбэнке. Все турбины размещались в трех турбинных отсеках машинного отделения, которое было разделено двумя продольными переборками параллельными диаметральной плоскости. Длина каждого отсека машинного отделения составляла 21,34 м. Паровые турбины высокого давления переднего и заднего хода (ТВДПХ и ТВДЗХ) вращали наружные валы и размещались в наружных турбинных отсеках машинного отделения правого и левого борта. На каждом внутреннем валу было установлено по одному комплекту однокорпусных паровых турбин низкого давления переднего и заднего хода (ТНД ПЗХ), располагавшиеся в центральном турбинном отсеке машинного отделения. Линейный корабль имел три, расположенные по длине, котельных отделения, в которых размещались 21 водотрубный котел типа «Ярроу». Котельное оборудование было изготовлено по субподряду компанией «Джон Браун» (John Brown & Со) в Клайдбэнке. В первом (носовом) котельном отделении стояло девять котлов, которые обслуживала носовая дымовая труба высотой над нормальной ватерлинией 26,21 м. Во втором (центральном) и третьем (кормовом) котельных отделениях стояло двенадцать котлов (по шесть в каждом), которые обслуживала кормовая дымовая труба. На испытаниях 1915 г. корабль развил 24,3 узла.
Первоначальный проект чилийского линейного корабля имел следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение 27 400 т, длину 201 м, ширину 28 м, среднюю осадку 8,9 м, вооружение из десяти 356-мм орудий главного калибра в пяти линейно-возвышенных двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости, и шестнадцати 152-мм противоминных орудий в каземате. Броневой пояс 229–178 мм; палуба 38 мм; барбеты 254 мм; башни 254 мм; боевая рубка 280 мм. Мощность машинной установки 37 000 л.с., проектная скорость 23 узла. Экипаж, предусмотренный штатным расписанием, состоял на день комплектации из 1167 человек.
Даты закладки обоих сверхдредноутов по контракту были обозначены концом 1911 г., но, если закладка (декабрь 1911 г.) и строительство «Альмиранте Латорре» на судостроительной верфи компании «Армстронг» в Эльсвике началось немедленно, то с закладкой киля второго чилийского линкора произошла задержка, поскольку стапель занимал строившийся бразильский «Рио-де-Жанейро». Поэтому закладка «Кохрейна» состоялась только в феврале 1913 г., и все отмеченные графиком сроки строительства и спуска на воду (начало 1913 г.) оказались сорванными.
«Альмиранте Латорре». Заложен в декабре 1911 г., стапельный период, составивший ни много ни мало 24 месяца, был благополучно завершен и 27 ноября 1913 г. корабль спустили на воду, но с началом Первой мировой войны, в августе 1914 г., все работы по достройке были приостановлены, а затем и вовсе прекращены, поскольку «чилийская парочка» попала с списки (от 5 сентября 1914 г.), кораблей намеченных для реквизиции британским правительством. К этому времени «Альмиранте Латорре» находился в последней фазе строительства, поэтому логичным было постановление британского морского министерства о скорейшем его завершении. Британское Адмиралтейство с извинениями и не без выгоды для Чили перекупило вначале почти готовый «Альмиранте Латорре», а несколько позже – и второй линкор. После покупки, 9 сентября 1914 г., «Латорре» был переименован в «Канаду» (HMS Canada). Работы по завершению строительства корабля и одновременной его модернизации согласно стандартам Королевского флота продолжались до сентября 1915 г. 15 октября 1915 г. линкор «Канада», полностью снаряженный и укомплектованный экипажем вошел в состав 4-й эскадры линейных кораблей Гранд Флита.
31 мая 1916 г. принимает участие в Ютландском сражении. Линкор шел четвертым в третьей походной колонне, возглавляемой линейным кораблем «Айрон Дюк» — флаг командующего Гранд Флитом адмирала Джона Джеллико (кроме них в 3-м дивизионе находились линкоры «Роял Оук» и «Сьюперб»). После развертывания «Канада» был двенадцатым по счету в боевой линии, и как только на прицелах появились вражеские корабли открыл огонь. Всего выпустил 42 356-мм и 109 152-мм снарядов. Из боя вышел без повреждений и потерь в личном составе. В марте 1919 г. выведен в резерв.
В 1920 г. корабль возвратили Чили (при зачислении в составе чилийского флота линкору было возвращено его прежнее имя). В качестве флагмана ВМФ Чили, «Альмиранте Латорре» часто использовался для выполнения различных не боевых функций. После землетрясения в 1922 г. в Вальенаре, «Almirante Latorre» доставил президента страны к месту катастрофы. Корабль также привез палатки, медикаменты, продовольствия, одежду и 2 000 000 песо для пострадавших. За период 1920–1929 гг., когда линкор находился в составе чилийского ВМФ, его внешний вид изменений не перетерпел. В 1929 г. «Альмиранте Латорре» прибыл в Англию для своего первого обширного ремонта и модернизации на Королевской верфи в Девонпорте.
В течение 1929–1931 гг. был выполнен следующий объем работ: усовершенствован пост управления стрельбой орудий главного калибра и, как следствие, улучшилось его обслуживание; перестроена мостиковая конструкция вокруг фок-мачты, увеличена высота стеги фок-мачты, на которой установили дополнительный рей; паровые сигнальные свистки, установленные у дымовых труб, оградили металлическими обечайками; установили усовершенствованные ПУАО 152-мм орудий противоминных батарей. В 1931 г. на кватердеке линкора была установлена авиационная катапульта для старта легких самолетов-разведчиков; на кормовую палубную надстройку установили небольшую металлическую конструкцию, заменявшую грот-мачту, продолжением которой являлась высокая стеньга: по правому и левому бортам установили противоторпедные наделки (були), подобные тем, которые уже были на линкорах типа «Куин Елизабет» (в результате этого водоизмещение возросло до 32 500 т, а ширина – до 31,4 м). Корабль заново переоснастили современным радиооборудованием. На носовой палубной надстройке был установлен дальномер с базой 2,74 м. На верхней площадке кормовой палубной надстройки разместили четыре 102-мм 45-калиберных зенитных скорострельных (14 выстрелов в минуту) орудия образца Mk.V со штатным боезапасом 150 выстрелов на одно орудие. Выработавшая свой ресурс смешанная (два комплекта ТВД Брауна-Кертиса и два комплекта ТНД Парсонса) паротурбинная машинная установка была заменена на два комплекта ТВД и два комплекта ТНД прямоприводных паровых турбин конструкции Парсонса. Котлы полностью перевели на нефтяное отопление.
В 1933 г., в Талькауано «Альмиранте Латорре» был поставлен в резерв, чтобы уменьшить государственные расходы, Вскоре после нападения на Перл-Харбор, США обратились к Чилийским военно-морским атташе, с целью приобретения «Альмиранте Латорре» и нескольких новых эсминцев для укрепления своего ВМФ. Предложение было отклонено, и линкор использовался для патрулирования территориальных вод в составе Нейтрального Патруля. «Латторе» оставался в строю до 1951 г., когда авария
изнали аварийным и переоборудовали под хранилище для мазута в Талькауано.С 1931 г. он сохранил в основном свой внешний вид вплоть до своего исключения из состава чилийского военно-морского флота в 1958 г. и продажи на слом в 1959-мза 881110 $.
Окончание следует.
Автор: Юрий Каторин
Уважаемые читатели! Поддержка канала позволяет уделять больше времени подготовки статьи, находить больше малоизвестных фактов и тщательно их проверять. Поддержать канал можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.