А.Р. Лурия приводит интересный случай из практики своего учителя Л.С. Выготского, который занимался изучением развития восприятия у детей.
А.Р. Лурия отмечает, что в течение длительного времени господствовало представление о путях развития восприятия, основанное на учении известного немецкого психолога В. Штерна, который высказал предположение, что восприятие картин и ситуаций у ребенка обнаруживает четыре основные стадии:
• на первой из них ребенок воспринимает только отдельные предметы;
• на второй — действия;
• на третьей — качества вещи;
• на четвертой — сложные отношения между вещами.
В. Штерн сделал такой вывод после изучения рассказов детей разного возраста о том, что они видели на сюжетных картинах.
Однако в середине 20-х гг. прошлого столетия советский психолог Л. С. Выготский в процессе изучения особенностей восприятия предложил детям не рассказать, а сыграть сюжет предъявленной картины. С чем дети благополучно справились. Получается, что ребенок в раннем возрасте способен воспринимать сюжет картины. Данный факт доказывал гипотезу Л.С. Выготского о том, что маленький ребенок сначала воспринимает целые ситуации и лишь затем оказывается в состоянии выделить из них отдельные составляющие элементы, и доказал это, предложив детям не рассказать, а действенно сыграть сюжет предъявленной им картины. Ребенок, который на словах мог обозначить лишь отдельные предметы, легко мог понять и «сыграть» изображенный на картине сюжет.
Это заставило Л. С. Выготского высказать предположение, что описанные В. Штерном стадии на самом деле являются не стадиями развития восприятия, а стадиями развития детской речи, в которой, как известно, сначала преобладают существительные и лишь позднее выделяются слова, обозначающие действия, качества и отношения.
По такому принципу от общего к частному происходит восприятие не только сюжетных картин, но и каждого предмета окружающего мира. Только отечественные психологи занимались изучением особенностей данного процесса. За рубежом указанный принцип не признавался, так как считалось, что восприятие зависит от зрелости сенсорных рецепторов ребенка и никак не связано с его активностью.
Советские психологи, в частности коллективы ученых под руководством А.В. Запорожца выявили ряд особенностей.
Так, младенец только знакомится с предметами окружающего мира. Причем, с какими предметами? Это предметы, созданные человеком и содержащие в себе определенные функции. Ребенок пока не понимает этих функций, он просто совершает с ним хаотичные практические действия. Осознанное обследование ему пока недоступно.
Как показали исследования советского психолога Г. Л. Розенгардт-Пупко, ребенок 1,5-2 лет уже начинает выделять в предмете отдельные признаки, но пока не проявляя того постоянства восприятия предмета, которое свойственно восприятию взрослых. На предложение принести игрушку, такую же, как показанный ребенку плюшевый мишка, он может принести мягкую плюшевую тряпку, реагируя на мягкость, ворсистость, цвет, а не на предмет в целом. На предложение принести показанную фарфоровую утку, он может принести любую фарфоровую фигурку или шарик с острым кончиком («клювом»).
Только после того, как предмет начинает обозначаться словом («мишка», «утка»), восприятие ребенка приобретает прочный предметный характер, и он перестает делать описанные ошибки.
К трем годам ребенок способен запомнить самые выразительные признаки и по ним различать предметы. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже различает предметы по функциональному признаку, но если попросить его нарисовать предмет без зрительной опоры, то он изобразит его очень схематично. Что свидетельствует о том, что дошкольник все еще не способен воспринимать все существенные признаки предмета.
В лаборатории советского психолога А.В. Запорожца занимались не только исследованием особенностей восприятии, но разработкой методов его развития.
Так чтобы дошкольник научился выделять признаки предметов, ему предлагали выкладывать различные формы из спичек или полосок бумаги. Это позволило научиться воспринимать предметы более детально.
Все это показывает, что предметное восприятие человека складывается в процессе развернутой как сенсорной, так и моторной деятельности, а само предметное восприятие (узнавание предмета) является «свернутым» продуктом этой деятельности.
Выявленная советскими учеными особенность развития предметного восприятия благополучно используется в обучении. Так, чтобы научить различать буквы, можно предложить собрать названия букв из бумажных полосок и полуокружностей.
Таким образом, отечественная психология связывает развитие восприятия с усвоением чувственного опыта, накопленного человечеством. Освоение это происходит в практической деятельности. На разных этапах развития такое усвоение происходит различными способами. Причем, важно отметить, что чем раньше произойдет организованное обучение восприятию, тем легче будет ребенку познавать действительность с помощью других более сложных действий.
Возможно, вам будет интересна статья «От чего зависит эффективность восприятия человека? (Рассуждения автора)».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.