Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся значимая для культуры информация состоит из базовых единиц — мемов. Однако мемы существовали задолго до этого, в том числе "Папина "Победа"".
«Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — М-20. Это первый в СССР легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом понтонного типа без выступающих крыльев, подножек и фар.
Серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года, и до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин, в том числе 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.
КСТАТИ. Существует миф, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. На самом деле с самого начала проектирования будущего автомобиля в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией.
В 1949 году автомобиль М-20 и его создатели награждены Сталинской премией
«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. Она экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты: такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей.
Большой объем поставок шел в скандинавские страны, Австрию и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин
Уже в 1950-е годы «Победы», с правым рулем появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США, куда их ввозили из Европы частные лица, — правда, преимущественно из любопытства.
Английский журнал «The Motor» в 1952 году отмечал: «Это автомобиль исключительно русский… Самая сильная сторона „Победы“ — способность передвигаться по любым дорогам… На „Победе“ не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда автомобиль полностью нагружен».
Неуклонный рост благосостояния отдельных категорий советских людей привел к тому, что в 1955 году в Советском Союзе была выпущен кабриолет «Победа» — первая машина для отдыха и развлечений, признак легкой жизни и недостойного поведения, несовместимого с моральным обликом строителя коммунизма. Машина стала неотъемлемым признаком представителей «золотой молодежи» — детей партийных работников и работников советской торговли. Обладание таким автомобилем стало признаком определенного социального статуса.