Найти тему
4K подписчиков

Папина "Победа"

Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся значимая для культуры информация состоит из базовых единиц — мемов. Однако мемы существовали задолго до этого, в том числе "Папина "Победа"".

«Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — М-20. Это первый в СССР легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом понтонного типа без выступающих крыльев, подножек и фар.

Серийный выпуск автомобилей «Победа» начался 28 июня 1946 года, и до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин, в том числе 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

КСТАТИ. Существует миф, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. На самом деле с самого начала проектирования будущего автомобиля в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией.

В 1949 году автомобиль М-20 и его создатели награждены Сталинской премией

«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. Она экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты: такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей.

Большой объем поставок шел в скандинавские страны, Австрию и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин

Уже в 1950-е годы «Победы», с правым рулем появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США, куда их ввозили из Европы частные лица, — правда, преимущественно из любопытства.

Английский журнал «The Motor» в 1952 году отмечал: «Это автомобиль исключительно русский… Самая сильная сторона „Победы“ — способность передвигаться по любым дорогам… На „Победе“ не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда автомобиль полностью нагружен».

Неуклонный рост благосостояния отдельных категорий советских людей привел к тому, что в 1955 году в Советском Союзе была выпущен кабриолет «Победа» — первая машина для отдыха и развлечений, признак легкой жизни и недостойного поведения, несовместимого с моральным обликом строителя коммунизма. Машина стала неотъемлемым признаком представителей «золотой молодежи» — детей партийных работников и работников советской торговли. Обладание таким автомобилем стало признаком определенного социального статуса.

А вот с какой карикатуры начался этот мем

Папина «Победа» – термин официальной пропаганды времен борьбы с молодежной субкультурой пятидесятых-шестидесятых годов. Журнал «Крокодил», 1954, № 6, с. 16.
Папина «Победа» – термин официальной пропаганды времен борьбы с молодежной субкультурой пятидесятых-шестидесятых годов. Журнал «Крокодил», 1954, № 6, с. 16.

Карикатура на стиляг была опубликована 28 февраля 1954 года в журнале "Крокодил" и называлась "Папина "Победа"". Художник Борис Пророков изобразил молодого человека, стоявшего в развязной позе: из зубов у него торчала папироска, на шее болтался ярчайший дорогой галстук с игривой обезьянкой на пальме. На заднем плане виднелся автомобиль "Победа" – образец тогдашней роскоши, на сиденье которого валялись пустые бутылки. В чём была новизна карикатуры, почему она так метко попала в одну из болевых точек тогдашнего советского общества? Новизна карикатуры была в том, что она била не только и даже не столько по самим стилягам, сколько по их "папам". Пророков показал, что стиляги – это дети владельцев "Побед". Стиляги – дети богатых. Ведь что возмущало в 1954 году тех, чьи чувства так метко отразила карикатура "Папина "Победа"? То, что юный бездельник, ничего полезного не сделавший для общества за свою короткую жизнь, пользуется незаслуженным им богатством, полученным от "папы" – важного начальника. В общем, карикатура Пророкова попала не в бровь, а в глаз, потому что чётко и беспощадно определила место социальной модели "стиляги" в #СССР . Это модель поведения младшего поколения обеспеченного слоя советского общества.

Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».-3