Найти тему
ФолкиЯ

Масленица

В России Масленица начинается после Вселенской субботы. В этот день вспоминали усопших.

Праздник Масленицы характеризовался широкими гуляниями, обжорством, катанием на санях и кулачными боями, оттого и ходила поговорка «не житье, а масленица». Всюду пеклись блины, ходили друг к другу в гости.

Особенно отмечалось обжорство и символизировавшим сытость, довольство, так как после Масленица наступает великий пост, который длится 48 дней до Пасхи. Таким поведением крестьяне хотели наколдовать себе хороший урожай и приплод у скота.

Широко были распространены и переодевания (народный маскарад), когда мужчины переодевались в женщин и наоборот. В города приезжали балаганы, странствующие театры, карусели, катались на санях, устраивались маскарады.

На Масленицу пекли блины, пряженцы и оладьи.

На Масленицу верили, что как возрождается природа, так и возрождаются души умерших родственников. Поэтому на Масленицу еще и поминали ушедших. На кладбища приносили яйца, яичницу, и после слезного причитания веселились, пили и ели, думая, что такие же действия будет и совершать покойник на том свете. Важно отметить, что блин на Масленицу не связан с символом солнца. По общепринятому обычаю блинами поминали и поминаю до сих пор усопших. В Тамбовских и других губерниях первый испеченый блин клали на слуховое окно, посвящая его родительским душам.

При Петре Первом масленичные гуляния устраивались вблизи Красных ворот, которые Петр открывал, покачавшись со своими офицерами на качелях. Императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице знатных офицеров с женами. При Елизавете Петровне открылось катание в ее любимом селе Покровском. Сама государыня каталась на лыжах и санях с придворными. Некоторые иностранцы, бывавшие в России в то время, сравнивали наши гуляния с европейским маскарадом.

Звали Масленицу еще разорительной, так как закупали много еды, встречали гостей, покупали обновки дочерям и жёнам.

Масленица делилась на три части «понедельник – встреча Масленицы, четверг – разгул или широкая Масленица, воскресение – прощание с Масленицей».

-2

Также применялся обряд сожжения масленицы или проводы. В прощёное воскресение пока родители ходят на кладбище к родственникам, молодёжь крала дрова (их нужно было именно украсть), складывала их зубьями кверху подложив еще дров, втыкала пук соломы или соломенное чучело и вечером вывозила эту «масленицу» через всю деревню в поле. При этом пели песни и прощались с ней такими словами:

Масленица-обманщица обманула нас

На великий пост дала редьки хвост

Дорогая гостья масленица

Авдотья Изотьевна

Много ты добра истратила

Много вина, пива выпила.

Затем чучело поджигали пучками соломы, гонялись с головешками друг за другом и кидали их вверх или же раскидывали. Бегание с огнем и сам огонь относились к обрядовой магии.

На Масленицу устраивались «столбы». Заключались они в том, что молодые обвенчавшиеся пары, нарядившиеся в лучшие костюмы, вставали по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга.

Прохожие могли им кричать: Порох на губах – требовали, чтобы они поцеловались.

Однако продолжались такие столбы недолго обычно час-два и затем шли кататься на санях.

Масленица особенно сплочала семьи. Молодожёны ездили к тестю на блины или с родителями жениха ехали в дом родителей невесты где начиналось угощение сватов.

-3

В Вологодской деревне крестьяне собирали с молодых дань «на меч» т.е. требовали выкуп за жену, взятую из другой деревни.

В Вятской деревне бытовал обычай «целовника». В субботу на Масленицу молодёжь ездила целовать молодых девушек, которые живут замужем первую Масленицу. По обычаю, молодая подносит каждому гостю ковш пива, а те, выпив, трижды целуются с ней.

Это же воскресенье, в которое сжигали чучело называли прощеным воскресением. В прощеное воскресение родственники и соседи просят прощение друг у друга.

Чучело

Чучело, которое в летний и весенний период изготовлялось у всех земледельческих народов в мире, являло собой воскресающее и умирающее божество растительной природы.

-4

Масленицу во многих городах и деревнях возили по дворам. Брали огромные сани, в которые впрягали 12 лошадей и возили на них наряженного мужика, который сидел на колесе и держал в одной руке калачи, а в другой кубок с вином. Где-то на санях возили быка.

Но жгли также и привычное нам чучело из соломы обряженное в женское платье. Запрягали сани, в которые вместе с чучелом садились парни и девушки и возили через всю деревню.

В конце чучело вывозили в поле и так его сжигали. В этот же костер кидали остатки блинов, яиц, лепешек. Также зарывали пепел масленицы в снег чтобы от нее ничего не осталось.

Чучело Масленицы делали несоразмерно большим, так как она символизировала собой сытость, довольство и обжорство. Перед сжиганием чучело часто ругали, обвиняли в скором наступлении великого поста. Иногда ее топили или просто разбрасывали по полю.

В Витебской области делали Деда. Его изготовляли из соломы и старых лаптей в рост взрослого человека, по завершению праздника его хоронили якобы тот поперхнулся костью, когда ел мясо.

В других областях тоже делали чучело мужского пола, судили его за все беды, которые случались в селении за год, приговаривали его к смерти, хлестали плетьми.