Учёные выступили на заседании экспертного совета, который по инициативе парламентского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды 20 февраля проходил в Госдуме. На этой встрече представители научного сообщества обсуждали, какой ущерб природе нанесли взрывы, случившиеся в осенью 2022 года на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Подробности — в материале «Московской газеты»
Открывая заседание, председатель профильного комитета Госдумы Дмитрий Кобылкин сказал, что международное экологическое сообщество до сих пор никак не комментирует инцидент на «Северных потоках». «По этому поводу комитет отправлял письма в различные зарубежные экологические организации, но прошло полгода, а ответа нет», — заявил Кобылкин.
В своём выступлении спикер дал понять, что знаком с результатами расследования американского журналиста Сеймура Херша, который недавно опубликовал статью, где говорится, что за инцидентом на газопроводах в Балтийском море якобы стоят США и Норвегия.
«В итоге: операторы газопроводов из-за взрывов потеряли более 17 млрд евро, — заявил Кобылкин. — Объёмы утечки газа составили треть всех годовых выбросов парниковых газов в Дании. Считаю, что ущерб от взрывов на «Северных потоках» должен быть рассчитан не только исходя из прямых убытков «Газпрома», но ещё и учитывать упущенную выгоду всех, кто участвовал в этом проекте».
Доктор биологических наук, вице-президент Российской академии наук (РАН) Андрей Андрианов выразил сожаление, что российские учёные так и не побывали в местах, где случились взрывы.
«Поэтому нам приходится говорить в сослагательном наклонении, а выводы делать на основе аналогий, — сказал профессор Андрианов. — Это значительно ослабляет нашу доказательную базу. Тем не менее, произошёл крупнейший из известных кратковременных выпусков газа в воду и в атмосферу. Обращаю внимание коллег, что речь идёт о точечном выбросе. Именно это определяет степень воздействия на окружающую биоту (совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью обитания, — прим. авт.)».
По словам учёного, размер воронок в местах взрыва колеблется от трёх до пяти метров. «Гидроудар привел к неминуемой гибели гидробионтов (водных организмов) в радиусе до 100 метров, — объяснил Андрианов. — Правда, сила подводного взрыва довольно быстро затухает. Но гидроудары всё равно представляют опасность для морских млекопитающих. Прежде всего, китообразных, поскольку у них особая чувствительно слухового аппарата».
В своём выступлении эксперт упомянул, что в результате инцидента на «Северных потоках» в атмосферу выделилось порядка 1 млрд кубометра метана. «При таком мощном потоке вода насыщена пузырьками газа. Когда концентрация метана в воде растёт, то концентрация кислорода существенно уменьшается. В этом случае возможна гибель рыб и беспозвоночных», — пояснил вице-президент РАН.
Андрианов добавил, что взрывы могли также нанести ущерб птицам, поскольку метан хоть и ненадолго, но осел над водной поверхностью.
«У природы есть механизм ликвидации даже самых масштабных выбросов нефти и газа в водную среду, — сказал учёный. — Это деятельность бактерий, окисляющих углеводороды».
По словам Андрианова, метанотрофные бактерии «к счастью, съели всё, что там должно было остаться». Тем не менее, учёный призывает коллег проанализировать, как огромное количество метана, выделившееся в атмосферу, будет влиять на климат.
Ранее эксперты рассказали «Московской газете» о возможных последствиях сокращения российского экспорта нефтепродуктов.