29 октября 1955 года судно "Новороссийск" затонуло в северной бухте Севастополя в результате сильного взрыва. В страшной катастрофе погибло 829 человек. Долгое время подробности этой трагедии держались в секрете. До сих пор эксперты расходятся во мнениях о причинах взрыва. Эта катастрофа является самой крупной и самой загадочной в истории советского флота.
После Второй мировой войны Италия была вынуждена передать свои самые важные корабли "Зигерлендеру" в качестве репараций. Более новые военные корабли достались Великобритании и США, которые сразу же их демонтировали. Когда линкоры устарели, новой угрозой для морей и океанов стали авианосцы. Советский Союз захватил линкор "Джулио Чезаре", которому на тот момент было 40 лет. Последние семь лет он был пришвартован на военной базе. Поскольку корабль не обслуживался должным образом, его отправили на ремонт, после чего ему дали новое имя - Новороссийск.
28 октября 1955 года "Новороссийск" возвращается в Севастополь и швартуется в бочке № 3 возле военно-морского госпиталя. Часть экипажа сходит на берег. Полторы тысячи человек остаются на борту в качестве отдыхающих. После того как гаснут огни, остаются только дежурные матросы. Была теплая октябрьская ночь. Вдруг во втором часу ночи в корпусе корабля по правому борту раздался громкий взрыв. Огненный смерч огромной силы разрывает корпус и три бронированные палубы линкора, пробивая в нем дыру площадью 150 квадратных метров. Корабль взрывается снизу вверх. Через 30 секунд такой же мощный взрыв раздается по левому борту, мгновенно убивая около 200 моряков. Оставшиеся в живых моряки бегут на свои командные пункты. Остановившись, они смотрят вверх и не могут поверить своим глазам. Там, где до сих пор должны были быть две палубы, теперь звездное небо.
Матросы занимают котельное отделение, трюмы. Они поспешно хватаются за люки и двери, чтобы замедлить погружение корабля. Но тонны воды уже проникли в трюмы. Линкор начинает опасно крениться на левый борт. На берегу все уже знают, что произошло. В Новороссийск немедленно отправляются спасательные команды. Прибывают старшие офицеры и научные сотрудники. На борт линкора поднимается командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пахоменко. На верхней палубе медленно тонущего корабля выстроились 800 моряков, не участвовавших в спасательных операциях. Первый офицер просит разрешения снять всех моряков, не участвовавших в спасательных операциях, но Пахоменко отказывается. Он считает, что ситуация находится под контролем, и приказывает команде выстроиться на корме корабля и ждать дальнейших действий.
В 3:35 утра контр-адмирал Николай Никольский просит у Пархоменко разрешения начать эвакуацию моряков, но вице-адмирал снова отказывает. Предпринимается попытка отбуксировать линкор на мелководье, в результате чего в пространство попадает еще больше воды. Корабль начинает опрокидываться на левый борт. Некоторые матросы прыгают с верхней палубы. Те, кто остался во внутренних отсеках, обречены. Оказавшись в воде, моряки слышат сильный рев. Через несколько минут корпус линкора полностью скрывается под водой.
На место крушения прибыли водолазы-глубоководники. Они погрузились в темную воду и наткнулись на корпус линкора, надеясь найти выживших моряков. Спасатели поняли, что шансов мало. Все коридоры и проходы перевернутого корабля были непроходимы из-за массы скопившихся предметов и оборудования. Тем не менее, невероятными усилиями им удалось спасти 9 моряков с задней верхней палубы. Стук застрявших моряков на корабле был слышен еще два дня, а потом затих.
В общей сложности в катастрофе погибло 829 человек. Правительственная комиссия, расследовавшая это дело, пришла к выводу, что причиной затопления линкора "Новороссийск" стала немецкая мина времен Второй мировой войны. Однако у этой версии было много противников, которые выдвигали свои аргументы. К 1955 году батареи глубинных бомб, оставшихся со времен Второй мировой войны, должны были разрядиться, а детонаторы стать совершенно бесполезными. Электропитание мин не могло поддерживать их заряд в течение десяти лет. Вторым аргументом был тот факт, что до этой трагедии линкор "Новороссийск" стоял на якоре более десяти раз, а линкор "Севастополь" - более 130 раз в одном и том же месте, и ничего не произошло. Более того, противники этой версии указывали на то, что взрывов было два. Также выяснилось, что многие мины, обнаруженные в 1950-х годах, были разряжены, а детонаторы не сработали.
Не официальная причина потопления линкора "Новороссийск" была приписана диверсии итальянских подводных диверсантов. Дело в том, что накануне передачи линкора Советскому Союзу в Италии раздавались многочисленные протесты и призывы не допустить этого. Особенно активно выступали итальянские националисты, в том числе Валерия, которая была командиром 10-го флота ударных кораблей, элитного подразделения подводных диверсантов. Эту версию подтверждают рассекреченные разведывательные отчеты штаба Черноморского флота, из которых следует, что незадолго до взрыва все итальянские торговые суда покинули портовые воды.
В 2013 году ветеран итальянского подразделения боевых водолазов Ага Диспозе сделал шокирующее признание. Он заявил, что боевые пловцы из бывшего подразделения Королевского итальянского флота были причастны к потоплению советского линкора "В. Расист". Именно они заложили бомбы на корабль. Однако есть и противники этой версии, которые указывают, что итальянцы вряд ли стали бы проводить такую технически сложную и опасную спецоперацию по уничтожению устаревшего и не представляющего опасности корабля. В конце концов, ничто не помешало бы итальянцам потопить или сильно повредить корабль перед передачей советской стороне. Стоит также отметить, что Севастополь в то время был закрытым городом с особым статусом. Для того чтобы осуществить эту операцию, диверсанты должны были детально знать акваторию, знать статус охраны и иметь информацию о якорной стоянке линкора. Для этого они должны были иметь своих агентов в Севастополе и иметь свою базу на советской территории. Кроме того, диверсанты должны были заложить взрывное устройство мощностью не менее одной тонны в тротиловом эквиваленте. Для этого потребовалось бы большое количество поплавков. Могли ли они заложить необходимое количество взрывчатки в чужих водах и без защиты с суши, а затем скрыться незамеченными? Ответ на этот вопрос для многих экспертов очевиден: нет.
Также существовали теории заговора, согласно которым бомбардировка Новороссийска была осуществлена советскими спецслужбами с ведома руководства государства. Целью была дискредитация очень дорогостоящей программы адмирала Кузнецова по строительству больших надводных кораблей. После катастрофы в Новороссийске Кузнецов был освобожден от занимаемой должности. По мнению Хрущева, он оказался неспособным думать о флоте и обороне, и вместо надводных кораблей нужно было начать строительство подводного флота, вооруженного ракетами.
Более того, после уничтожения Новороссийска советский флот начал сокращаться. Были уничтожены устаревшие линкоры и крейсера, подводные лодки и корабли довоенного времени. Уничтожение Новороссийска - одна из загадок советской военно-морской истории, которая, возможно, будет раскрыта в будущем благодаря рассекреченным документам.