Наталья закрыла глаза. Еще одна ночь в одиночестве и неизвестности. Ещё один вечер сомнений о том, зачем вообще она прожила жизнь. Кому она нужна? Для кого жила?
И вспомнила она себя шестнадцатилетней девчонкой, какой пришла на завод, работать. Матери помогать поднимать младших сестренок. Сама она училась плохо, после школы пошла работать, а вот двойняшки умненькие были, их матери в одиночку не поднять!
На заводе приметил ее молодой специалист – инженер. Долго и красиво ухаживал, ждал, когда исполнится девушке восемнадцать. В самый день рождения пришел свататься. Никто не верил, что из них получится семья. Бестолковая малолетка и перспективный инженер.
Наперекор всем, молодые были счастливы. Он двигался по карьерной лестнице, она содержала дом. Один за другим родились дети, сын и дочка. Оба умненькие, с кучей интересных увлечений. Только вот мать совершенно не вписывалась в их представление о крутости и успехе. Необразованная, простоватая. И как отец на такую посмотрел?
С подросткового возраста дети начали на мать поднимать голос.
Мать детей ни к какому делу не привлекала, все сама, весь быт на себе. Дети и муж должны отдыхать, им нужен уют и налаженный быт. Муж жалел и ворчал на детей, да толку не было. Дети росли избалованными, ни в чем не видевшими ограничений и отказа. Отец уже был на высокой должности, водились деньги.
- Настя, помоги маме с посудой!
- Я не посудомойка, а ей привычно!
- Я тебя денег лишу и новых вещей!
-Давай! Пусть дочь твоя как бомжиха ходит, без новых шмоток! Сиди со своими деньгами, как Кощей!
- Кирилл, помоги маме с покупками вечером, я не успеваю с работы.
- Сама дотащит! Я после тренировки устану. Да и почему я должен надрываться? Она все равно дома весь день, не переломится!
- Витюш, не нужно! Мне не сложно! не переживай, а то снова сердце заболит. У меня дел не много, я справлюсь!
- Да ты- то справишься! Только надолго ли тебя так хватит?
Муж бился с детьми каждый день, понимая, что детей они с женой воспитать не смогли.
Однажды родителей вызвали в школу, за то, что дочь испортила однокласснице платье.
- Да что она, как побирушка пришла. Я его решила ей немного «обновить», - раскаяния в девочке не было.
Наталья знала, каких трудов стоило соседке купить то платье дочери. Как и ее мать, женщина тянула дочь одна.
Вечером, выбрав в шкафу дочери самое лучшее платье, Наталья пошла к соседке. Долго извинялась, просила принять подарок и не обижаться на дочь.
-Машенька, Настя не со зла, ты прости ее! Она вот тебе платье решила подарить. Это новое, ей отец привез из командировки. Очень модное!
- Тётя Наташа, я не возьму, оно слишком дорогое. Нам не по карману такое! Я не обижаюсь, но и терпеть ее поведение сил нет! Я решила в другую школу перевестись.
Так и жили. Муж работал, Наталья обслуживала детей, а дети росли, как трутни в улье.
Прошли годы. Муж давно умер от сердечного приступа, дети разъехались и звонили раз в год – уточнить, когда мать на них перепишет квартиры, которые были куплены для них отцом. Им они были не нужны, но от матери не было финансовой помощи, а тут такая возможность продать их и жить без забот.
Мать они давно презирали за необразованность, за простоту и «колхозность». Сами они, получив престижное образование, ничего примечательного в жизни не добились. Дочь жила с каким – то бандитом в соседнем городе, а сын перебивался случайными заработками. Все, что оставил им отец, они давно промотали. Оставалось лишь жилье. Мать предлагала переехать к ней поближе, чтоб квартиры не пустовали. Но детям это было не нужно. Они давно вычеркнули её из своей жизни и просто ждали, когда смогут получить и потрать наследство.
Изредка забегала лишь та самая соседка, которой Наталья отдала платье дочери.
Девушка тоже осталась одна, свою семью не завела, а мать схоронила в один год с мужем Натальи. Много лет назад она не перешла в другую школу. Но и Настя потеряла к ней интерес. Словно выполнила программу максимум по унижению.
Проснувшись утром, поняла старушка, что не может встать – грудь сдавило, воздуха не хватало, а перед глазами легла черная пелена. Позвать кого – то не было сил.
- Вот и конец пришел. Дети теперь получат свои квартиры. Ох, Витюша, не смогли мы детей достойных вырастить. Хоть сами всю жизнь и жили душа в душу, никого не обижая. Кто меня тут найдет? И когда? Никому не нужна я на старости лет!
Словно услышав ее мысли, в дверь кто- то постучал. Настойчиво, не собираясь просто так уходить.
«Может дети?» - подумалось Наталье.
Наступила тишина, которая показалась женщине хуже самого страшного шума. Исчез последний шанс, что её найдут живой. Однако, в этот момент она услышала звук пилы – кто- то резал замок, чтоб попасть в квартиру.
Через десять минут в квартиру вбежала растрепанная соседка и бросилась к кровати Натальи, опережая бригаду медиков и полицейских, которых вызвала, когда поняла, что с соседкой беда. Из больницы пожилую женщину забирала соседка. Сын и дочь не нашли в плотном графике времени.
- Наталья Ивановна, вы не обижайтесь, но я вас к себе заберу! Нельзя вам одной жить. Вот так станет снова плохо, мне еще раз придется дверь вашу ломать? У меня есть место, нам с вами хватит. А квартиру закроем.
- Нет, квартиру мы не закроем, квартиру я тебе отдам, а со своей поступай как знаешь!
- Вы что же? Не нужно мне ничего отдавать! У вас, наверное, после приступа сознание не восстановилось!
- Не спорь! Ты одна живешь, квартирка у тебя крошечная. А мне куда такие хоромы? Переходи ко мне жить и помогать мне. За это и квартиру тебе отдам.
- А ваши дети? Не поверю, что они с таким смирятся.
- Их проблемы. Я пока сама могу решать, как своим жильем распорядиться. Им отец оставил жилье.
Дети явились к матери через несколько дней после того, как она официально оформила квартиру на соседку.
Появились скандалить.
- Мать, ты совсем из ума выжила? Дура старая! Чем она тебя напоила, что ты ей четырехкомнатную квартиру в центре отписала! Лучше б мне отдала ее!
- А тебе на что она? Тебе жить негде? Вас отец выше некуда деньгами обеспечил. То, что вам причитается, получите после моей смерти.
- Да быстрее б ты этот мир покинула уже! – орала дочь, замахиваясь на мать.
- Не волнуйся, скоро! Да и ушла б давно, если б не Маша. Она вызвала мне «скорую», когда случился приступ.
Наталья старалась не замечать выражений, какими пользуется дочь, обращаясь к ней.
- Куда она лезет? До всего её дело есть. Это не та ли дурочка, которой я платье краской в школе залила? Мало я её, наверное, гнобила, надо было сильнее изводить, чтоб не смела даже нос совать в нашу семью.
- Я в вашу семью нос не совала, - Маша зашла неожиданно.
- Тебя сюда не звал никто!
- Я не к вам! Я к Наталье Ивановне. Теперь я её официальный опекун. Кстати, спасибо что тогда мне платье испортила. Мне твоя мама по твоей просьбе взамен другое подарила, раз в десять лучше прежнего. Очень оно меня выручило!
- Я тебе ничего не дарила, змея! Всю жизнь ты мне как кость в горле! В школе в пример ставили, родители завидовали, какая умница – красавица у соседки растет! Ты у меня лучшего парня увела!
- Я ничего такого не делала! Да и парень тот из школы перевелся, не я вас рассорила!
- Конечно! Ничего! Сам он, скажешь, решил меня бросить ради такой правильной и недоступной тебя? Мерзкая, расчетливая гадина!
- Приятно познакомиться, а я Маша, - улыбнулась девушка и пошла заваривать подопечной чай.
Не добившись ничего от матери, сын и дочь уехали. Долгие годы они не появлялись у неё.
Через пару лет Маша вышла замуж, а потом в семье появился малыш. Так Наталья и стала любимой бабушкой, только, к сожалению, не для своих внуков.