В некоторых прогрессивных школах есть свои штатные психологи или социальные педагоги, которые выполняют смежные функции. Возможно я заблуждаюсь, но основные задачи этих специалистов состоят в отслеживании неблагоприятной обстановки в семьях учащихся по соответствующим признакам, координация взаимодействия педагогов и учеников при недопонимании между ними и помощь в случае возникновения конфликтных ситуаций в классе между ребятами.
И, как я понимаю, при отсутствии психолога в штате школы, дети ежегодно, с согласия родителей или, по достижению ими четырнадцати лет, по своему собственному согласию, также проходят собеседования с приглашенным специалистом. По крайней мере, наша школа такое практикует.
И вот последние три года мой десятиклассник самостоятельно принимает решения соглашаться или нет на собеседования с психологом и на ежегодную проверку на на.р.котики также.
Я совсем не отслеживаю, если честно, все эти мероприятия. Моя основная задача - отказаться от прививки от гриппа (есть противопоказания) и согласиться на диаскин-тест.
И вот приходит как-то ребенок из школы веселее, чем обычно и с восторгом рассказывает про посещение их класса психологом. Мой десятиклассник как обычно подписал все отказы по каким-то трем позициям. А его одноклассники со всем согласились.
И психолог стала прессовать моего ребенка и допытываться о причинах отказа. На что ребенок показал отказ и сказал, что этого должно быть достаточно, чтобы не вступать в дискуссии. Правда, на тот момент он был реально занят, так как ремонтировал ноутбук математички учителя математики.
Психолог, молодая дама, попыталась прожать моего десятиклассника и выполнить свой профессиональный долг, невзирая на отсутствие согласия. Десятиклассник увлеченно работал, уже не обращая внимание на специалиста и не вступая в диалог.
Потерпев неудачу с моим ребенком, психолог пригласила на собеседование из класса первого в списке. Это оказался Дима, мальчик весьма бойкого нрава. Дима и психолог вышли из кабинета и прошли в соседний. В чем была причина разгоревшегося конфликта для всех осталось тайной. Но томившемуся классу спустя совсем немного времени стали слышны громкие голоса Димы и психолога. Психолог с нажимом что-то говорила, Дима отвечал сразу и напористо.
Когда они зашли в кабинет, где сидел в ожидании класс, то выглядели, со слов моего десятиклассника, весьма разгоряченно. Психолог на повышенных тонах угрожала Диме "разобраться с ним" и "что это просто так не оставит".
И Дима, собственно, оказался первым и последним учеником, приглашенным на собеседование. После общения с Димой, психолог ушла в закат, хлопнув дверью.
Причины, по которым произошло недопонимание, озвучены Димой не были. Но мой ребенок отметил, что ничего непозволительного в отношений преподавателей Дима прежде не допускал.
Меня во всей этой истории поразила нелепость ситуации - психолог, специалист, призванный решать проблемы школьников, дважды инициировала конфликтные ситуации с подростками в течение нескольких минут.
Согласно Распоряжению Минпросвещения в соответствии с профстандартом у педагога-психолога должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности. Определенно, высшее образование не является признаком интеллекта и не гарантирует профессионализм. Но, на мой взгляд, по роду деятельности внутренние качества психолога должны, все-таки, предусматривать эмоциональную устойчивость и выдержку. Тем более, если этот психолог специализируется на подростках.
И, надо признаться, я даже не нашла причин для выговора своему десятикласснику за его демарш в отношении специалиста. Шестнадцатилетний человек сам решает, общаться ему или нет с посторонними людьми. Тем более, что именно это общение не входит в его школьные обязанности.
Спасибо за ваше внимание, дорогие читатели!
Друзья, буду рада видеть вас также и в своем телегам-канале Семья и психология.
Навигация по каналу Семья и психология