На сегодняшний день в России народный художественный промысел по выплавке и обработке хрусталя представляют, прежде всего, два известнейших не только в стране, но и за рубежом, предприятия, которые уже ни одно столетие радуют своих почитателей не просто великолепной по своей красоте и изяществу продукцией, но и по сей день задают тон и в развитии промысла, и в подготовке мастеров, и в оттачивании технологий по производству качественной хрустальной посуды и декоративных изделий. Я, конечно же, говорю о производствах и мастерах из города Дятьково в Брянской области и города Гусь-Хрустальный во Владимирской области. Справедливости ради стоит отметить, что есть и другие производства, специализирующиеся, например, на производстве хрустальных люстр (Санкт-Петербургская театрально-техническая корпорация и Подмосковная компания «Сфера»); светильников с хрустальными подвесками или высокохудожественных изделий (компания «Хрустальное небо» из Гусь-Хрустального и «Бахметьевская артель» из Пензенской области), а также некоторые другие. Думаю, что интересным может быть рассказ о любом из вышеперечисленных производств, но сегодня разговор всё-таки будет об одном из столпов российского хрустального промысла: о Гусевском хрустальном заводе, основанном в 1756 году.
И так, сегодня Гусь-Хрустальный-это небольшой, местами даже весьма уютный городок во Владимирской области, первые упоминания о котором в известных нам летописях, точнее о почти забытом Богом посёлке Гусь на одноимённой реке, относятся к XVII веку. Вероятно, он бы и сейчас пребывал в таком же состоянии, если бы тогдашние верховные власти в середине XVIII века не издали указ, запрещающий стекольное производство под Москвой из-за варварской вырубки лесов, основная масса которых шла именно на выплавку стекла. И потянулись мастеровые люди из-под белокаменной кто куда, в том числе и в посёлок Гусь, на который положения высочайшего указа не распространялись. И закипела на новом месте трудовая жизнь, да так, что уже через несколько лес и в посёлке Гусь, и в его окрестностях стекольные производства стали расти, как грибы после дождя, отличаясь друг от друга только специализацией и объёмами производимой продукции, в том числе и хрусталя.
Дальнейшая история Гусь-Хрустального и его стекольных производств, в основном,это история успеха: многочисленные престижные награды, кубки, медали. И город, и стекольные производства, включая хрустальные, пережили и многие исторические катаклизмы, и войны, и послевоенную разруху, и торжество развитого социализма. Не пережили они только ельцинские реформы и чиновничью глупость, граничащую с преступлением. Грустно об этом сейчас говорить, но в 1996 году отлаженное и успешное производство не только обанкротилось, но и перестало работать. На целых семь лет, потому что только в 2013 году усилиями местных бизнесменов и неравнодушных работников Гусевского хрустального завода, на котором на момент его временного закрытия работал практически каждый десятый из семидесяти шеститысячного населения города, удалось возобновить производство продукции в одном из цехов. Он, к большой радости жителей Гусь-Хрустального, продолжает работать и по сей день, как и музей хрусталя, и другие более мелкие производства, радуя нас своей уникальной продукцией, иметь которую в советское время в своём доме считалось признаком достатка и успеха.
Подводя итог сказанному, хочется также отметить, что Гусевский хрусталь и сегодня отличает от других изделий подобного класса не только изумительное изящество, но и отличные оптические свойства, которые шихта, то есть смесь поташа, песка и оксида свинца, получает в результате своей выплавки при температуре 1200-1500 градусов. Нехилая такая температура.
Интересно также будет узнать для непосвящённых в тайны хрусталя, что в его состав добавляют и соединения мышьяка, сурьмы и борной кислоты, а разные цвета или оттенки придаёт готовым изделиям наличие в их основе кобальта (синий цвет), кадмия (красный), окиси меди (зелёный) или окиси марганца (фиолетовый).
Когда расплавленная и сваренная шихта с добавками (в зависимости от назначения изделия), то есть готовая масса хрусталя, начинает остывать, с ней начинает работать мастер по выдувке из готовой массы соответствующей формы-заготовки, но, это уже другая история, о которой мы поговорим отдельно. Поэтому сегодня мы остановимся уже на готовом результате, который представлен и в авторском видео сюжете , опубликованном на канале чуть раньше, и в фотогалереях, прилагаемой к данной публикации. Так что, смотрите, наслаждайтесь и удивляйтесь.
На этом сегодня всё. Если публикация вам понравилась, не забудьте поставить лайк или подписаться на канал, чтобы не пропустить новые и ещё более интересные публикации и видео сюжеты, которые выходят на канале «Пора удивляться» ежедневно.
Желаю всем удачи и хорошего настроения. Пока.