I
Был это конец января. Как раз затих весь этот круговорот событий в Казахстане и мне предстояла командировка в эту чудесную страну, залечивающую свои раны от недавних погромов. Маршрут мой был достаточно сложный и пролегал он через город Алматы. Надо сказать, что вообще в целом, мне не особо нравится Казахстан, но Алматы - это исключение. Ухоженный город, находящийся у подножия красивейших гор.
Расположение духа - хорошее, сижу в уютном бизнес-зале в Пулково, налил бокал вина и погрузился в мысли о своей работе... Начиная еще с лета там в степях Казахстана велся монтаж и пусконаладка большого количества единиц моего оборудования. На разных этапах всей этой стройки я приезжал, чтобы консультировать заказчика и следить за ходом работ. Теперь они уже близились к концу, но уперлись в одно обстоятельство. А именно, при изготовлении моих анализаторов производитель или его поставщик допустил массовый брак при изготовлении измерительных каналов. Из двенадцати штук, неисправными оказались целых пять!
Анализатор, в котором используются такие каналы, работает по типу рентгенофлуоресцентного анализа (РФА). Метод интересный, достаточно надежный и точный, предназначенный для определения содержания химических элементов в заданном материале. На рентгеновскую трубку специальный генератор подает 50 тысяч вольт и анод этой трубки при попадании на него электронов, движущихся с огромной скоростью, начинает давать рентгеновское излучение, облучая материал, который находится в измерительной ячейке, а именно - протекающую пульпу (суспензия из измельченной горной породы и воды).
Ренгеновское излучение (с рентгеновской трубки) "вышибает" электроны из своих энергетических оболочек, образуя вакантные места и приводя атомы в нестабильное состояние. Вакантные места моментально заполняются электронами с других оболочек и в этот момент, при переходе, с большего энергетического уровня на меньший, выделяется эненергия в виде фотона определенной частоты. Энергия и соответственно длина волны фотона для каждого элемента и для каждого вида перехода - уникальная. Именно по этой причине вторичное излучение называют характеристическим, так как оно является характерным для каждого, конкретного элемента.
Измерительные каналы предназначены для того, чтобы принимать это излучение и должным образом его обрабатывать. Мои каналы были волнодисперсионные, которые в отличие от энергодисперсионных могли измерять только один элемент (но с высокой точностью). Фотоны залетают в спектрометр измерительного канала через бериллиевое окошко со скоростью 299792458 метров в секунду и попадают на специальный, расположенный под нужным углом кристалл, который отсекает фотоны только имеющую определенную длину волны. Таким образом, для того, чтобы измерить отдельный элемент, для него нужен отдельный спектрометр. Следом за спектрометром находится газонаполненный детектор, который считает количество фотонов и передает эти данные в систему, которая на их основании рассчитывает содержание соответствующего элемента.
Собственно, весь заводской брак был как раз в этих детекторах - герметично запаянные колбы с ксеноном оказались не такие уж и герметичные. И спустя какое-то время такой детектор умирал. Эта проблема одно время встречалась довольно часто.
Производитель этих детекторов был не особо расторопный в плане их поставки по гарантии. Сроки были не маленькие. Это было связано с их очень мелкосерийным производством - выпускались они буквально поштучно, с сумасшедшей логистикой и таможенной бюрократией. Сначала их обещали привезти в октябре, потом поставку перенесли на ноябрь, потом на декабрь, потом на январь и вот, наконец-то 2-го февраля они должны быть на месте.
Предполагалось, что одновременно с прибытием этих каналов приезжаю и я, устанавливаю их, настраиваю и делаю ряд дальнейших работ.
Все эти мысли вертелись у меня в голове пока я сидел в аэропорту и до начала посадки оставалось минут двадцать.
II
В мое безмятежное настроение вмешался телефон, на который пришло очень интересное письмо. Письмо от заказчика, адресованное в казахстанский офис (условно говоря, дочернюю структуру нашей компании), и было такого содержания:
Добрый день! Нам поступила обновленная информация касательно доставки необходимых спектрометров на сайт, ориентировочная дата доставки 10.02 (во вложении переписка). В связи с этим прошу рассмотреть перенос даты заезда ориентировочно в даты поставки спектрометров.
Синтаксис, орфография, пунктуация частично сохранены...
Опа!
Забавно, что все это происходит за 20 минут до посадки в самолет, когда уже пройдена регистрация на оба сегмента LED-SVO и SVO-ALA и оба посадочных на руках.
Вообще, к слову сказать, порядок организации моей командировки выглядит так. У заказчика есть договорные отношения с нашим казахстанским офисом, и письменную заявку на требуемого специалиста заказчик отправляет туда. Этот офис, в свою очередь, по причине отсутствия собственного специалиста отправляет подобную заявку в офис Петербурга. Когда заявки подтверждаются, я заказываю билеты, приезжаю на место, выполняю работу, составляю отчет и подписываю заказчиком табель, в котором указаны мои рабочие часы и время в дороге. На основании этого табеля казахстанский офис выставляет заказчику счет, а питерский офис - казахстанскому. Также, кроме отработанного времени, в эти счета входят еще и все подтвержденные расходы на перелет, гостиницы, ж/д, такси и тому подобное. В целом процедура простая и понятная.
Секунд, наверное, через тридцать поступает звонок от менеджера казахстанского офиса.
Что делать? Брать трубку или не брать? Понятно, что он будет клянчить, чтобы я сошел буквально с трапа самолета и не вылетал. А я терпеть не могу такие изменения, когда я уже настроился лететь. Ладно. Взял трубку. Все как я и предполагал, говорит, надо отменять командировку. Я ответил ему, что любые мои перемещения, отмены командировок, смены маршрута и любые другие вопросы только через моего питерского руководителя и что мне вообще по подобным вопросам звонить бесполезно.
Еще минута и прилетает его письмо моему руководителю.
Коллеги, добрый день! Прошу отменить командировку в ... В следующий раз будем планировать командировку только после подтверждения поставки спектрометров на сайт...
Я понимаю еще, заказчик - там молодые ребята, балбесы, не особо опытные, но ты-то ведь, менеджер, хоть и в казахстанской, но все равно в нашей компании работаешь, знаешь наши стандарты и допускаешь серьезный просчет (не первый, кстати). Расценить дату поставки 2 февраля как надежную, при том, что она переносилась уже раз пять и завязать на эту дату приезд специалиста из другой страны, не получив никакого подтверждения, что у заказчика действительно уже есть в наличии эти детекторы (они их неправильно называют спектрометрами в переписке). Ты серьезно, блин?
Звоню руководителю, докладываю, получаю инструкцию - лететь в Алматы, заселяться в гостиницу, далее по обстоятельствам. Развернутые пояснения руководитель дает письмом казахстанскому менеджеру: командировка не отменяется, Дмитрий уже в самолете, с заказчиком по поводу расходов пусть решает как хочет, но Казахстану расходы перевыставят однозначно.
Вариантов действий для заказчика в этой ситуации, по сути, всего два:
а) либо я все-таки приезжаю к ним и ожидаю прибытия запчастей на месте, попутно делая какую-либо другую работу (высасывая ее из пальца) по довольно немаленьким ставкам;
б) либо просто разворачиваюсь и уезжаю.
Эти варианты и были предложены заказчику. Ему оставалось принять решение.
Начало командировки интересное. Состоится она или нет, все-таки в полном смысле, как ты думаешь, читатель?
Первый рейс был Пулково - Шереметьево. Объявили посадку, собираю вещи, начинаю выдвигаться в сторону выхода. Прилетает письмо от заказчика... Эх, все-таки состоится...
Добрый день. В таком случае ожидаем приезд Инженера в ранее запланированные даты, 02.02.2022
Ах, ты, юный дуралей, хорошо ли ты подумал перед тем как это писать? Ты хотя бы попытался представить насколько бледно будет выглядеть твое лицо, если я потрачу десять дней у тебя на фабрике впустую, а сроки перенесут снова? Ты эти риски взвесил? И можешь ли ты ими хоть как-то управлять? На принятие решения у тебя есть почти сутки, ты отвечаешь через 5 минут, тебя кто-то торопит? Конечно же, на все вопросы ответ - нет! Ну что ж ваше право. Любой каприз, как говорится...
Усаживаюсь на кресло в самолете, достаю наушники, настраиваюсь на приятный полет и долгую, как минимум двухнедельную командировку.
Ииии... опять письмо!
Добрый день! Согласно обновленной информации принято решение о том, что необходимо Вашему представителю вернуться назад. Дату приезда мы определим позже по факту получения спектрометров на сайт.
Это письмо написал уже более опытный представитель заказчика - начальник предыдущего. Смекалка видно, у него работает несколько лучше. Видно, что парень умеет просчитывать не только позитивный, а еще и негативный сценарий развития событий.
Ну вот, съездил, блин...
III
Прилетел в Шереметьево, добрался до терминала D. Тогда еще из него летали в Казахстан. Это сейчас летают только из C.
Приподнятое настроение, опять уютный зал, короткая инструкция от руководителя: бронируй и возвращайся. Командировка перестала быть рабочей, стала - туристическо-развлекательной.
Заказал обратные билеты. Неплохой отель RESIDENT CITY в Алмате у меня был забронирован еще прежде.
Прилетел я в Алматы ранним утром, часов в 5 утра. Добрался до гостиницы, погрелся там в хорошей сауне, потом на завтрак и отдыхать.
Вечером за мной заехал коллега, мы покатались по городу, осмотрели последствия Алмаатинских погромов и помчались на высокогорный каток Медео. Такая красота! Я поднялся на самый верх по тем самым каменным 842 ступеням - дух вышибает знатно. Свежайший горный воздух! Легкий морозец! Супер!
Потом у нас был уже заказан столик в корейском ресторане, где мне впервые довелось попробовать блюда из... собачатины. Между прочим - очень вкусная штука!
На следующий день утром я уже летел домой в Питер. Классная командировка - слетал, развеялся...
Какие выводы можно сделать из этой истории?
Основная мораль - это низкое качество управленческих решений, которое влечет прямой ущерб. В чем же причина таких глупых решений? Причина в неумении человека отличить пустое от твердого. Вообще мне очень нравится такая концепция (Таллинской Школы Менеджеров) - делить сущности на пустое и твердое. Пустое - это то, через что легко пройти, но на что нельзя опереться: недостоверные данные, ненадежные люди, неисправные технические устройства и так далее. А твердое, наоборот - то, через что нельзя пройти, но зато на него можно опереться и не провалишься. В совокупности твердое и пустое всегда дают пустое. Можно сделать действие, состоящее из 150 твердых элементов и всего одного пустого и тогда вся акция полностью пройдет впустую. Из-за этого приходится все начинать с начала. Так многие работы - пустое, многие бизнес-проекты - пустое, многие периоды человеческой жизни - пустое и многие человеческие жизни прожиты - впустую.
В этой истории пустой была информация о том, что детекторы придут 2 февраля. Человек не смог отличить и понять, что эта информация пустая и расценил ее как твердую. Далее на этот фундамент были установлены все остальные кирпичики, пусть даже и очень твердые. Но в итоге все рухнуло.
В своей жизни я сталкиваюсь с колоссальным количеством таких работ. И порой масштаб такой, что становится даже страшно. Говорят, что коррупция сильно разрушает и бизнес и государство, но я думаю, что некачественная организация, профанация и непросчитанные управленческие решения - приносят ущерба не меньше. Порой так и хочется сказать таким деятелям, хрен с тобой, ты уж лучше укради немножко, но дело сделай так чтобы работало и что б не в пустую...