ЗНАТЬ ИЛИ НЕ ЗНАТЬ - ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС
Поздравляя своего коллегу, замечательного преподавателя в области ИТ, прочел его заметку, в которой он сетовал на знания нынешних студентов, и обнаружил массу злобных комментариев (правда, не от его бывших студентов).
Написаны они в стиле:
"Вы ничего не знаете и не понимаете в образовании. Зачем Вы мучаете студентов, Вы их учите тому, что хорошо известно, но уже устарело. Нынешним корпорациям Ваши Форды-Фалкерсоны и Дейкстры не нужны. Им подавай ИИ, машинное обучение и компьютерное зрение.
К тому же в Интернете полно информации, поэтому бедную голову студентов загружать не нужно".
Как бы я назвал эти писания?
Во-первых - это неприкрытое хамство - мнить себя специалистом в том, в чем ничего не понимаешь. Способность научить человека, начиная от простых навыков до серьезных знаний дана не каждому, и тут дело даже не в знании основ педагогики и преподаваемого предмета. Но мнение о том, что каждый родитель, руководитель (и чем выше уровень, тем более) знает лучше преподавателей - чему и как учить, становится все более распространенным.
Во-вторых, высказывания о том, что учить тому, что уже известно абсолютно абсурдно и алогично. Учить неизвестному нельзя по простой причине - оно неизвестно (это к абсурдности). Развивая мысль "авторов" получается, что учить читать и писать тоже не нужно, поскольку это уже известно, да и вообще учить нечему (значит и не нужно), поскольку всё чему учат и так известно (хоть счёт, хоть теорема Пифагора, хоть история Древней Греции (будь оно неладна).
В-третьих, вера в то, что всё, что есть в Интернете это истина - глубочайшее заблуждение. Как известно, начиная с конца 20 века количество людей, верящих в то, что Земля плоская, начало возрастать пропорционально количеству "информации" об этом в Интернете. Если дело пойдет так и дальше, то к концу 21 века "умные" компьютеры с "умными" программами, проанализировав содержимое всемирной паутины начнут нас "учить", что Земля плоская, а человечество с подачи всяких Дж. Бруно, Г. Галилея и прочих "неучей" пребывало в течение нескольких веков в глубоком заблуждении о форме Земли и устройстве вселенной. Так с помощью BigData "истина" будет нарыта и восстановлена.
Поразительное дело, что всю эту чушь про образование несут формально достаточно образованные люди, а некоторые даже паразитируют на проектах новых всемирных компьютерных университетов, в которые будут учить людей без участия людей.
Короновирусная инфекция, с её дистантом в обучении, пожалуй, внесла охлаждение в некоторые перегретые "головы" дилетантов от образования.
В заключение - один случай и один факт на связанную тему. Случай.
Недавно мой приятель, живущий на Западе, был приглашен в одну из фирм для консультации. Один из проектов фирмы, в который были вложены большие средства, "не шёл". После непродолжительного анализа проекта консультант порекомендовал его закрыть.
На вопрос о причине он ответил достаточно коротко:
"Проект противоречит законам сохранения энергии".
Факт. В средствах массовой информации прошло сообщение, что в Сколково создана на основе ИИ компьютерная программа, которая будет давать прогноз урожая с точностью до килограмма (!) в день посева.
Программа должна быть обучена на большом массиве данных, это потребует нескольких месяцев обучения.
Какие же "хитрецы", после обучения выяснится, что она ничего не предсказывает, но у них есть спасательный круг (вечный) - было мало данных, будем продолжать учить. Неплохо было бы пригласить консультанта, который бы посоветовал прекратить вкладывать деньги в безумную идею.
Яков ЕРУСАЛИМСКИЙ