Во второй части февральского книжного обзора:
- изучим девять основных литературных жанров с книгой «Мама, у меня будет книга»;
- попробуем сочинить свои стихи с книгой Карен Бенке «Пиши еще! Руководство для начинающего писателя»;
- узнаем тонкости написания блестящих диалогов с книгой Роберта Макки «Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов»;
- попробуем взять под контроль свои мысли с книгой Гвендолин Смит «The Book of Knowing: Know How You Think, Change How You Feel»;
- возьмем несколько уроков писательского мастерства с серией книгам издательства Francisco Writers’ Grotto.
«Пиши еще! Руководство для начинающего писателя» Карен Бенке
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен...
— А. А. Ахматова
Еще одна небольшое пособие по креативному письму. Написать книгу не так сложно, если владеть интрументами языка. Для этого совсем не нужно заканчивать литинститут, а просто много читать и самообучаться на эту тему. А самое главное — нужно постоянно развививать свое креативное мышление. Не надо затасканных ответов на вопрос чем вы пишите. Никаких банальных карандашей и ручек. Я пишу мельчайшими звездами того, что почти невидимо! И только так!
В этой вы найдете разделы «Списки слов» помогут вам, если ваша работа застопорилась; эксперименты в разделе «Стоит попробовать», вдохновят на новые идеи; тексты под заголовком «Такая вот история», научат внимательно смотретьвокруг; «Дешифраторы определений» послужат для углубления ваших познаний, а в «Заметках» известные писатели поделятся с вами своими мыслями о том, что для них писательство.
Задайте себе вопрос
Что, если следующий вопрос, который вы себе зададите, приведет вас в ту часть вашего сознания, где вы никогда прежде не бывали? Что, если, просто задав себе вопрос или представляя себе, каким был бы ответ, вы сможете мечтать глубже, думать шире, воображать выше, устремляться дальше? Вот 30 вопросов, на которые вы можете отвечать как угодно. Это не вопросы с подвохом. Это вопросы, на которые стоит посмотреть немного иначе, подбирая на них свои ответы.
Ваши ответы могут быть правдивыми и лживыми, длинными и короткими, быстрыми и медленными, мягкими и вязкими. Пройдитесь по близким и далеким сферам своей жизни. Неверной тропы нет. Все, что приходит в голову, — правильно. Понаблюдайте, какими вы можете быть интересными, милыми, добрыми, смешными, гадкими, честными, заразительными и возмутительными людьми, отправившись в путь, где каждый шаг — слово и где нет ни карты, ни компаса.
Ваша очередь
Дайте волю своей самой дикой, самой буйной мечте. Куда она хочет мчаться?
Пожалуй, данная книга наиболее полезна будет для тех, кто пишет стихи, чем прозу. Потому что основной уклон идет именно в поэтическую креативность, но будет интересна достаточно широкому кругу читателей, кто просто хочет немного прокачать свои писательские скиллы. 3/5
«Мама, у меня будет книга» Коллектив авторов
Книга хороша, если она соответствует своему канону. В современном мире, где всю большую популярность приобретает мультижанровость умение ломать каноны ценится как никогда. Но чтобы ломать устоявшийся канон, сначала его нужно как следует изучить.
Однако пусть вас не вводит в заблуждение название данной книги. После прочтения свою вы не напишите. Последняя мода на всевозможные компиляции штампует подобные руководства словно пачки консервов на конвейерном заводе. Как серьезное по-особенному по писательскому ремеслу ее рассматривать не стоит. Скорее это просто весьма добротный обзорный читательский справочник по самым популярным сейчас литературным жанрам: детектив, фантастика, антиутопия, фэнтези, ужасы, эротика, магический реализм и, наконец, кросс-жанр.
Да даже в качестве обзора это тоже в основном собрание общих мест — подобную информацию вы спокойно сами можете найти в Интернете. Хотя мне понравились главы про фантастику и фэнтези и их различные разновидности. В частности, чем отличается киберпанк от стимпанка, и сколько вообще этих «панков». Глава про эротику, пожалуй, одна из самых слабых. И если вы купили эту книгу из-за нее, как предложил сам автор, то явно разочаруетесь. Перечисление смешных неудачных пассажей, которые попали в номинацию «самая плохая эротическая сцена» и совет читать Набокова навряд ли заметно поднимет уровень вашего писательского мастерства.
Упражнения и советы в остальных главах тоже часто до нелепости смешные. Практические задания типа:
- «Опишите сцену любви между ручкой и рыбкой».
- «Чтобы вам легче было перебороть себя или абстрагироваться, попробуйте написать сцену, в которой плед приглашает в спальню тапочки».
- «Напишите историю о червячке, живущем в яблоке, в стиле ветхозаветной притчи или в стиле Гомера».
Очень напомнили, как на семинарах по Литературоведению нам давали задание «Перепишите историю о Колобке в каком-нибудь другом стиле на выбор», и я написала стихотворение о Колобке, взяв стиль пушкинской строфы. 3/5
«Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов» Роберт Макки
Читать вечером про писательское мастерство, работая в это время над своей собственной книгой — все равно что быть мусорщиком и каждый день приносить домой мусор в качестве домашнего задания.
Никакого отдыха. Один только сплошной вывих мозгов.
Не знаю, чего я ожидала от этой книги, но я этого не получила. Как для меня, диалоги — самая легкая часть писательского ремесла. Вставляя диалоги в текст, автор просто озвучивает свои мысли и просто разбивает их на реплики двух людей и как бы говорит сам с собой. Иногда герой сам подсказвает реплики для какого-то эпизода, иногда его приходится «отвести в сторонку» и с ним по душам поговорить и разговорить. Если ты «чувствуешь» своего героя очень хорошо, то у вас образуется своеобразная связь и герой, еще вчера возникший из абсолютного небытия обретает почти осязаемые черты и свой уникальный характер. Иногда это похоже на настоящее волшебство.
Книга разбита на четыре части:
- Часть первая. Искусство диалога (виды диалога, выразительность: высказанное, невысказанное, невысказываемое; текст и подтекст; конфликт в комплексе, технические средства языка, параязык)
- Часть вторая. Ошибки диалога (шесть задач диалога, ошибки убедительности, неубедительность, пустой разговор, слишком эмоциональный и т.п; ошибки языка — клише, вычурный язык, ловушка перефразирования).
- Часть третья. Как создать диалог (словарный запас и характеризация, стиль речи героя, культурный подтекст, примеры).
- Часть четвертая. Устройство диалога (запускающий инцидент, комплекс желания, хребет действия, поворотные точки, пять уровней поведения героя, подробный разбор конкретных примеров из кинофильмов).
По приведенной выжимке содержания кажется, что очень добротный учебник, но сильная его часть в основном только занудная теория, да и то, полезная лишь в плане сценария, потому что все разбираемые примеры — в основном кинофильмы. Реально лучше писать диалоги вы после этой книги не научитесь.
Даже книга маленькая книжица Скотта Белла «Как писать блестящие диалоги» куда более применима в практическом характере для тех, кто пишет свою книгу. И, чего уж там, она гораздо меньше по объему. В ней автор не расплывается мылью по древу, не заходит настолько издалека, что начинает свою теорию аж с «Поэтики» Аристотеля.
Возможно, для сценаристов эта книга будет действительно полезной. Честно говоря, уже совневаюсь, что буду читать его книгу «Персонаж». Она по объему еще больше. 4/5
«The Book of Knowing: Know How You Think, Change How You Feel» Gwendoline Smith
В прошлом месяце я читала «The Book of Overthnking», и она произвела на меня очень благоприятное впечатление во многом из-за своего весьма своеобразного соответствия серьезности обсуждаемых вопросов и юмористической легкости их подачи.
Говоря об эволюции видов, Чарльз Дарвин говорил, что выживут только сильнейшие, но на самом деле он имел в виду «выживут те, кто лучше всех приспособлен адаптироваться». Взять хотя бы тех же тараканов. Да, это отвратительные мерзкие мелкие твари, но они существуют уже 320 миллионов лет и наблюдали за появлением и уходом динозавров. Никто точно не знает, откуда они появились, но они все еще с нами до сих пор, и, по-видимому, как показало время, устойчивы и легко адаптируются ко всем новым средствам от насекомых и паразитам, которые представленным в наших магазинах. Вот это суперспособность!
За все-все в нашем теле отвечает главнокомандующий мозг. Не зря его иногда называют «штаб-квартирой». В нем находятся все главные (и не очень) отделы. Все наши физические ощущения (тело), все, что мы делаем (поведение), все, что мы чувствуем (настроение), и наше мышление (разум) неразрывно связаны с мозгом. Зная и понимая как вы думаете вы можете изменить то, что вы чувствуете.
Негативный ментальный фильтр
Подобное искажение вполне объяснимо. Негативный ментальный фильтр означает, что всякий раз, когда вы думаете о своей жизни, вы как будто смотрите на все через набор специальных линз, которые делают мир темным и невзрачным. Противоположно этому взгляду на мир смотрят те, кто смотрит на все через «розовые очки», когда, как бы ни было плохо, человек всегда видит лучшее и самое позитивное, порой в ущерб себе. Негативный способ восприятия мира изнуряет, потому что независимо от того, о чем вы думаете или планируете сделать, негативный фильтр затуманивает ваши мысли сценариями всего, что может пойти не так. Вы постоянно зацикливаетесь на негативе. Затем мысли напоминают вам обо всех ваших ошибках и о том, почему вы никогда не добьетесь успеха.
Каждый день, с того момента, как вы просыпаетесь, этот мыслительный процесс проливает ледяную воду на каждую вашу идею и каждое ваше стремление. Не только это, но когда вы думаете о том, чтобы начать отношения с кем-то, у вас также проносится множество мыслей, напоминающих вам, что вы действительно недостойны, так что даже не беспокойтесь остальные критики! Важно помнить, что это всего лишь мысли. Это общение с вами изнутри вашей головы. Их не существует в реальном мире. Они являются функцией восприятия, затуманенного негативным фильтром. Если вы им верите, вы в ловушке.
Написанная в доступной и юмористической манере, эта книга отлично подойдет для тех, кто любит популярную практическую психологию. Книга научит вас понимать, что происходит у вас в голове, и как контролировать свои чувства, поможет лучше справляться с негативными эмоциями, которые есть у всех. Но то, как мы думаем о них влияют на то, как они влияют на нас. Научиться быть менее восприимчивым к негативным триггерам вполне можно научиться. 4/5
«Writing Dialogue», «Writing Action», «Writing Action» Коллектив авторов
Купсульная серия книг по писательском мастерству от издательства San Francisco Writers’ Grotto. Концепция серии до крайности проста: одна тема — одна книга. Хотя, книгами как таковыми их назвать сложно, скорее это такие набольшие брошюры с выжимкой полезных лафхаков по определенному аспекту писательского ремесла.
«Writing Character»
Это эссе автора и педагога по креативному письму Констанс Хейл. Большинство писателей, считающих себя рассказчиками — будь то поэты, романисты или журналисты знают, что персонажи — это ключ к любой великой истории. Завораживающее повествование почти всегда опирается на неотразимых персонажей. Для второстепенных персонажей у нас может быть всего несколько слов, чтобы произвести впечатление. Для главных персонажей ловкий «набросок персонажа» должен стать более глубоким описанием, которое закладывает основу для будущего действия. Чтобы он был живым и вызывающим эмоцию придется хорошо поработать, а в первую очередь тренировать свою наблюдательность. Натренировать ее помогут предлагаемые упражнения.
«Writing Dialogue»
Начинается с предисловия автора и педагога Шанти Секаран, которая предлагает свои советы по созданию правдоподобной речи в художественном произведении:
- Контекст имеет значение. Позиция персонажа в сцене, которую можно передать через язык тела и внутренний монолог, так же важна для диалога, как выбор слов или манера речи.
- Создайте движение. Визуальные подсказки (жесты вроде взмаха руки) создают более динамичную сцену, давая читателю возможность следить за чем-то.
- Будьте проще. Диалоговые теги должны использоваться по мере необходимости, чтобы показать, кто говорит; добавление украшений, таких как наречия («он солгал быстро»), редко добавляет глубину, если только это не нужно для того, чтобы показать изменение громкости («он прошептал»).
- Не уходите от реальности. Стремитесь сделать речь на странице как можно более реалистичной, но при этом она не должна быть непонятной. Он должен иметь неуклюжие, заикающиеся, неполные нюансы реальности, но при этом оставаться связным.
«Writing Action»
Начинается с предисловия отмеченного наградами автора и журналистки Бонни Цуй, которая предлагает свои советы по созданию захватывающей прозы:
- Выбор глагола является ключевым. Выберите конкретные глаголы, которые лучше всего передают эмоциональный тон сцены.
- Время решает все. Найдите баланс между описанием действия в реальном времени и повествовательным изложением (например, переход к точке зрения конкретного персонажа, введение воспоминаний или обобщение и сжатие, чтобы продвинуть повествование вперед).
- Сохраняйте тайну. По мере того, как происходят действия в вашей истории, утаивайте некоторые детали. Некоторые предложения должны вызывать вопросы, побуждающие вашего читателя продолжать искать ответы. Задействуйте чувства.
- Заставьте ваших читателей почувствовать, что они физически являются частью действия. Какие образы, звуки, запахи и другие ощущения они испытывают?
Простые, но действенные лайфхаки, интересные творческие задания прокачают ваши писательские навыки и придадут большей уверенности в этом непростом ремесле. 3/5