Фантасты XIX-XX веков, представляя жизнь человека в XXI столетии, практически не ошибались: Артур Кларк в 1968 году рассказывал о космических путешественниках, которые могут смотреть новости через «газетный планшет», подключенный к информационной сети корабля; Герберт Уэллс стращал людей лазерным боевым оружием, способным превратить человека в пыль; Айзек Азимов, конструируя вселенную «Академии», говорил о безграничных возможностях роботов (и их сдерживающем факторе — трех законах робототехники).
Расскажем же о том, как и когда создавались прорывные (фантастические для прошлых веков) технологии, ставшие нашей повседневной реальностью.
Интернет
Оборонное ведомство США, основываясь на научно-теоретических идеях Леонарда Клейнрока и Джозефа Ликлайдера, в 1967 году презентовало план создания пакетной сети ARPANET, первым узлом которой стал Сетевой измерительный центр в Калифорнийском университете. К 1971 году в состав сети входило 15 таких узлов-точек (между которыми была возможность передавать данные) по всей стране, а в 1973 году ARPANET соединило США, Великобританию и Норвегию.
Все изменилось после создания Винтоном Серфом и Робертом Каном протокола TCP/IP — инструмента, лежащего в основе открытой архитектуры всего интернета (он позволяет любому компьютеру с подключением выйти в сеть).
Основываясь на этом протоколе, ученые из США вскоре заменили ARPANET на NSFNET (новая сеть была создана на базе Национального научного фонда США).
В 1989 году Тим Бернерс-Ли, работавший в CERN (Европейская лаборатория по ядерным исследованиям), предложил и реализовал вместе со своими коллегами проект Всемирной паутины. Суть предлагаемой Бернес-Ли инновации — внутри сети создавалась система гипертекстовых документов, а люди могли размещать свои научные и иные работы в открытом доступе.
Под этот проект Бернерс-Ли разработал и первые спецификации для гиперссылок, и протокол HTTP, и язык HTML, и браузер, через который можно было просматривать материалы…
«Британика» указывает, что программирование первых «окошек в интернет-мир» и стало толчком к гражданскому распространению предлагаемой технологии.
После того, как разработка Всемирной паутины вышла на финишный этап, сотовые операторы и исследователи пытались «подружить» уже действовавшую на тот момент мобильную связь и беспроводной доступ к WWW. Первые попытки были минимально-успешными: скорость резалась из-за преимущества голосового трафика, для «связки» сайтов и телефонов требовалась обязательная WAP-версия. Однако и технический прогресс не стоял на месте: в 2001 году в Японии презентовали технологию 3G. Эта связь предусматривала пакетную коммуникацию, а не коммуникацию каналов — скорость передачи данных возрастала в разы (если 2G давал максимально до 1 Мбит/с, то 3G — 2 Мбит/с ).
Смартфоны и планшеты
Созданные в середине XX века персональные компьютеры, постепенно завоевывали рынок. Изобретение и активное внедрение технологии мобильной связи привело к распространению обычных кнопочных нестационарных аппаратов.
Все изменилось в 1994 году, когда IBM представил новинку, на которую в то время мало кто обратил внимание, — это был смартфон Simon. Аппарат имел большой тачскрин, работал на процессоре 16 МГц и обладал 1 Мб оперативной памяти. Управлялся этот гаджет MS-DOS. Список приложений, доступных для установки, был немногочислен (но при таком объеме памяти на многое рассчитывать и не приходилось): адресная книга, календарь, планировщик, калькулятор, почта и факс. При этом, например, чтобы пользоваться почтой, клиенту необходимо было дозвониться на сервер, стоящий в офисе.
Гаджет стоил 900 долларов, но не цена отпугивала потенциальных приобретателей: дело в том, что аппарат быстро разряжался, а если его не подзаряжали несколько дней, то он удалял все, что успевал сохранить до этого времени.
Хотя Simon и продавался (всего было реализовано 50 тысяч копий), однако коммерческого успеха корпорации так и не принес: в мире продолжали использовать «стандартные трубки».
Технологическую революцию удалось совершить только Стиву Джобсу и его айфону 2007 года. Именно этот телефон стал синонимом практических инноваций: в трубке появился GPS-модуль, сенсорный экран, а также цепочки сообщений для каждого контакта. Кстати, сам Джобс не просто администрировал создание аппарата, но и дополнял его с дизайнерской точки зрения (технологический вклад Стива только лишь в iPhone и другие подобные iOS устройства оценивается в 48 патентов; всего же за Джобсом числится более 450 охранных документов).
Банковская карта и возможность оплачивать покупки онлайн
Безналичные средства оплаты товаров и услуг появились в конце XIX — начале XX века. Однако они имели массу недостатков: например, возникали трудности с оформлением их и получением денег (печатные карты быстро стирались, а банкоматы, появившиеся в отдельных точках мира в 1967 году, требовали обязательной «разрешительной» бумажки от кредитной организации).
Мысли исследователей были направлены на создание такого устройства, на котором бы сохранялась вся информация о клиенте, а, подключившись к внутренней банковской сети, была возможность узнать «баланс» и выдать необходимые деньги.
Первые шаги в этом направлении сделал Джек Килби из компании Texas Instruments: в 1959 году он закрепил за собой интеллектуальную разработку интегральной схемы, чуть позже глава и владелец небольшой частной компании DATEGE в Мюнхене Гельмут Греттруп внес в патентные реестры документы, подтверждающие его авторские права на использование кремниевого полупроводника в платежной карте. Далее патенты по этому направлению хлынули как из Рога Изобилия: многочисленные исследователи юридически закрепляли за собой способы использования микрочипов в разных комбинациях в платежных средствах.
Однако сразу же перейти на карты, имеющие только чип, не удавалось из-за неподготовленности инфраструктуры. Решив эту проблему, банкиры стали еще активнее распространять пластиковые карты.
В 1981 году появляются первые золотые банковские карты и общенациональные сети банкоматов.
В 1996 году международные компании Европы и США принимают единый межбанковский стандарт работы карт с микросхемами. В это же время модифицировались и банкоматы: им устанавливали беспроводные модули связи и сенсорные экраны. В 2002 году началось тестирование технологии бесконтактной оплаты.
Отметим, что эволюция банковских карт на этом не завершилась. Используя возможности беспроводной коммуникации, стандартная схема применения пластика сменяется на новые технологии — NFT и QR-коды.
Беспилотники
Активное распространение робототехники привело исследователей к мысли о замене (и, соответственно, экономии) человека на некоего нейроводителя, который будет управлять транспортным средством без постороннего вмешательства.
Цель оправдывала средства: крупные корпорации из IT-сектора решили серьезно вложиться в это направление. В 2017 году «Яндекс» продемонстрировал первую самоуправляемую машину на закрытой территории, через год — фирма вывела свое беспилотное такси в Сколково и Иннополис. Вполне очевидно, что формирование нового сектора развития спровоцировало активизацию научных разработок: в Роспатенте в короткие сроки были зарегистрированы сразу несколько инновационных проектов («Способ и система для формирования траектории для беспилотного автомобиля»; «Способы и процессоры для управления работой беспилотного автомобиля»и многие другие).
Параллельно с созданием виртуального водителя формировался рынок и беспилотных летательных аппаратов (дронов).
Этот гаджет стал настоящим чудом техники: теперь, например, для доставки продуктов питания или товаров уже не нужны люди, так как беспилотник может подлететь к окну, передав заказанный предмет человеку.
Этот же дрон (при желании владельца) может: и сфотографировать местность, и проконтролировать ход строительных работ, и найти серьезную технологическую поломку.
Хотя беспилотные аппараты и вошли в нашу жизнь, эксперты, оценивая их влияние на ближайшее будущее, не склонны быть столь оптимистичными: они считают, что многочисленные законодательные ограничения не дадут полноценно развивать это направление (кроме того, конструирование, например, автомобиля без водителя является дорогостоящим и сложным делом). Поэтому пока технологии не масштабированы, то и ждать количественно-качественных изменений не стоит: людям остается довольствоваться маленькими помощниками по дому и квадрокоптерами за окном.
Криптовалюты
Почти что каждая страна имеет свою валюту — это является одним из факультативных признаков государства.
В 2009 году в мире появляется новое платежное средство глобального значения — биткоин. Его создатель скрылся под именем или ником Сатоши Накамото (пол, внешний вид и возраст предпринимателя, владеющего сейчас 5% всех биткоинов, неизвестны). Вполне очевидно, что раз изобретатель скрывается под анонимом, то защитой интеллектуальных прав он не занимался.
Официальное патентование произошло лишь в 2014 году, когда некто Mollah Stephen в Великобритании смог получить юридический документ, подтверждающий инновационность технологии.
Отметим, что это стало не единственным случаем, когда создатели (разработчики) относились к своему интеллектуальному детищу крайне либерально и демократично. В 2020 году Square Inc, американская fintech-корпорация, занимающаяся продвижением идей организации платежей в криптовалютной сети, инициировала подписание своеобразного джентельменского соглашения с 25 предприятиями Америки, Европы и Южной Кореи. Цель — чтобы участники не обращались в суды по всем возможным поводам (исключение составляют лишь те случаи, когда нарушение прав прямо угрожает компании или используемой ею технологии).
Идея свободной конвертации крипты в национальные валюты и обратно, отсутствие юридических ограничений привело к тому, что виртуальные кошельки подобного плана заняли большую долю в международных платежах: по оценке ЦБ РФ, в конце декабря 2021 года общий объем рыночной капитализации всех криптовалют оценивался примерно в 2,3 трлн долларов. При этом до 95% существующих криптоактивов считаются необеспеченными и, как следует из финансовой аналитики 2021-2022, крайне волатильными (в середине 2022 года объем рынка оценивался независимыми экспертами уже в триллион долларов).
Несмотря на заявленные недостатки (при обрушении криптоактива или криптобиржи, к сожалению, вернуть вложенное возможно далеко не всегда; пользователей нередко атакуют мошенники и хакеры), у виртуальных денег есть и масса преимуществ — это и открытость алгоритма, и неподверженность инфляции внутри страны (но в это же время — зависимость от международной политической обстановки), и невозможность копирования или подделки, так как криптовалюта представляет из себя набор зашифрованной информации.
Что будет дальше?
Перспективно можно предположить:
— чипы станут еще меньше (есть вероятность их добровольного размещения в самом человеке);
— смартфоны и планшеты будут тоньше и мощнее по своим техническим характеристикам (камера, вес, динамики);
— глобальная интернетизация приведет не только к формированию аватаров-«цифровых профилей», могущих осуществлять определенные действия в виртуальной среде (о которых начал говорить еще в 2021 году Марк Цукерберг), но и к созданию общемирового искусственного интеллекта, который, в принципе, сможет управлять любой робототехникой.
Вопрос остается только в одном: нужен ли ИИ (и так активно развивающимся нейросетям) человек с его несовершенным мозгом и моральными дилеммами?
Вы также можете:
Зарегистрировать товарный знак
Внести программу в Реестр отечественного ПО
Оформить патент на изобретение и полезную модель
Оформить патент на промышленный образец (дизайн)