На этот раз книга новая, вышла в свет в 2022 году, и стала практически сразу раритетом и редкостью, и ее цена в этом дело играет не малое значения. Но я не пожалел потраченных средств, тем более познакомился с автором и получил его автограф.
Что касается общего вступления к данному разделу, то подчеркиваю, все книги из моей библиотеки, я приобрел их за личные средства, для личного использования. В обзорах книги не рекламирую, и не продаю, а делюсь мнением о тех, которые купил для себя. Вам решать покупать их или нет. Да, может показаться странным, но я покупаю бумажные книги, читаю, ставлю на полку, перечитываю. Ничего не имею против электронных книг, но от "общения с бумажной книгой" получаю большее удовольствие, а не только "сухую" информацию. Высказанное мнение о книге - это мнение частного лица, читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение "официального историка", признанные раскрыть сущность, достоинства или недостатки издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок и т.д. В основе оценки - субъективное мнение о книге в области, которая мне интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально.
Так получилось, что выход книги оказался незамеченным мною и только благодаря читателям канала узнал, что это издание вышло, после чего начал ее искать. Судя по данным, ее сдали в печать в мае 2022 года, так что самая настоящая новинка, и это удача, что получил ее в этом году. Книга, как видно по обложке, вышла самостоятельным изданием, и подготовлена группой "Морское наследие", достаточно известное издательство и компания на рынке ресурсов по военно-морской тематике. Книга и сейчас продается на сайте этого издательства, можете поискать там - на данный момент там самая низкая цена, всего 3700. Мне ее удалось приобрести по другим каналам дешевле на треть, чему я несказанно рад, особенно после того как увидел, что в "Читай-городе" за нее просят 6400 рублей! Цена дикая, но видимо продавцам надо тоже "кушать". Да, сразу хочу сказать, это цена за двухтомник, то есть книга в двух частях. Но в этом обзоре мы познакомимся только с первой частью, со второй - чуть позже. Тираж был не большой - всего 500 экземпляров, видимо высокая цена сыграла свою роль - поэтому ее и не раскупили, хотя корабль известные.
Итак, книга имеет следующие выходные данные - Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Бородино". - в 2-х томах. - Т.1.Первый в серии/ А.Р.Кудрявский. - СПб: Морское наследие, 2022. -308 с. Это книга неизвестного мне автора. До этой книги не встречал книг Андрея Руслановича, но знаю что есть подобная монография про броненосец "Император Александр III", она была написана первой. Но я ее тоже уже купил,но чуть позже, так что в ближайшее время поделюсь своими впечатлениями, когда прочитаю. Кстати, книгу по "Александру" автор написал первой. Как уже понятно по названию, речь идет о создании и боевом пути эскадренного броненосца "Бородино", и частично - его четырех "систершипов". По сути книга - о головном корабле самой крупной серии броненосцев русского флота, это был верх того, что могли себе позволить русский флот и русская промышленность. Кто то вспомнит про "Евстафий" и "Андрея Первозванного", но это были уже больше "пред-дредноуты", чем классические эскадренные броненосцы конца 19-начала 20 века. Но здесь я не буду давать оценку данным кораблям - их уже неоднократно давали и эксперты, и военные, и историки, и читатели форумов и социальных сетей, в том числе и читатели этого канала.
Вернемся к книге. В целом книга сразу обращает на себя внимание необычностью подачи материала. Сразу надо сказать, что большая часть книги посвящена процессу постройки корабля, и только небольшая часть бою и походу, причем автор знал, что читатели обратят на это внимание, поэтому в предисловии он заранее дает необходимые пояснения - почитаете, сами разберетесь. Кстати, да, само предисловие настоятельно рекомендую прочитать, не в пример другим книгам, так много полезной информации как о том, на основе чего создавалась книга, так и ряд других установочных моментов. Кстати среди иллюстраций к предисловию есть фото модели броненосца "Бородино" из фондов ЦВММ, и у модели - трехлопастные винты, надеюсь читатели канала понимают почему я на это обратил внимание.
И главное - это действительно КНИГА, с большим количеством страниц, большим количеством текста, шрифт небольшой, поля умеренные - максимум места на странице - тексту! Иллюстрации есть, но их относительно не много, и на страницах они не преобладают. Есть страницы, которые вообще не имеют иллюстраций - только текст, текст, текст. По структуре содержания в первый том вошло четыре части: 1- проектирование, 2 - стапельные работы, 3 -у набережной Франко-Русского завода, 4 - вместе с "Орлом", таким образом, этот том посвящен только обоснованию, проектированию и строительству корабля до момента перевода в Кронштадт.
Говоря о содержании нельзя не отметить, что при общей "схожести" подачи материала, ведь помните, обычно в таких книга так и подается информация: проектирование, строительство, служба - в данном случае все воспринимается не так. Дело в том, что материал подается максимально подробно, с деталями цитатами, выписками из журнала МТК, переписками, рапортами, высказываниями тех или иных должностных лиц. По моему мнению именно так в свое время писал свои книги Р.Мельников о крейсерах "Варяг", "Рюрик", "Очакове", это потом на поток пошли книги С.Сулиги, В.Кофмана, серии БКМ, где все было обобщено и сокращено. На этот раз это просто огромный пласт материала. При этом надо понимать, что не все что написано легко читается и воспринимается - информации, деталей, различных аспектов очень много. При чтении рука так и тянется за карандашом, чтобы сделать пометки или выписки.
Пересказывать текст книги традиционно не буду - рекомендую почитать. Возникает вопрос - откуда такие подробности, и на этот вопрос автор тоже дает ответ в предисловии. В качестве основных источников, правильнее будет сказать - первоисточников, автор отмечает журналы МТК и различные предписания, материалы фонда ГУКиС, фонд Санкт-Петербургского порта, и др. Такой подход и обеспечил, на мой взгляд. поразительную дотошность в представлении материала. Интересно и то, что при выдерживании общей хронологической линии в представлении истории броненосца "Бородино", параграфы глав представляют собой как бы отдельные параграфы, посвященные той или иной проблеме. Поэтому можно сказать, что книга, особенно ее первые две главы посвящены не только исключительно одному броненосцу "Бородино", но в целом проблемам военного кораблестроения в России в конце 19-начале 20 века, в примерами, подробностями и деталями.
Как видно на картинке, не забыл автор и про чертежи. По его словам из 20 чертежей по "Бородино" в книге представлено восемнадцать с половиной, при этом автор поясняет отсутствие двух чертежей тем, что эти два чертежи или отсутствуют в РГАВМФ, или потеряли информативность. Имеющиеся чертежи собраны в одном месте (вклеены и имеют формат раскрывающего листа - очень удобно! Касательно фотографий - в книге их сравнительно не много, но есть несколько новых, которые ранее не публиковались, и они качественно атрибутированы во избежание каких то ошибок.
Отдельно стоит отметить, что среди фотографий много портретов офицеров и адмиралов того времени, в том числе и офицеров броненосца, что учитывая гибель корабля со всем экипажей - огромное достоинство. В целом можно сказать, что иллюстраций, фотографий, схем, чертежей - маловато для такой книги, но с другой стороны - это не отвлекает от текста! При этом есть довольно интересные иллюстрации, например фото входных билетов на церемонию спуска броненосца "Бородино", они так то одинаковые, за исключением номера и предназначались С.К.Ратнику с семейством, и генералу А.В.Эллису с семейством. Кстати, оба билета были не использованы, может поэтому и сохранились в архивах? Есть фото Извещения по ГМШ о предстоящих 26 августа 1901 года торжествах: по спуске на воду эскадренного броненосца "Бородино" и закладках транспорта 2Камчатка" и эскадренного броненосца "Князь Суворов". Вот тут и оказывается, что когда "Бородино" спустили на воду -то "Суворов" и "Камчатку" только заложили, а ведь погибли они в один день, (.
А вот фоторазворотов нет -только чертежи. Качество имеющихся фотографий не высокое, что удивительно. Но в целом оформление текста производит хорошее впечатление: белая плотная (не глянцевая) бумага, четкая печать, шрифт мелкий - кому то не понравится (мне - нормально). Читается книга не просто, технических терминов не много, особых огрехов, опечаток или ошибок - не заметил, но много информации и отступлений, дополнений. А так же есть то, что роднит эту книгу с "классическими книгами" Р.Мельникова - мнение автора, который не только представляет читателю тот или иной блок информации в символьной форме, он анализирует предоставляемые данные, обращает внимание на те или иные особенности, заставляет задуматься. Воспринимать это не просто, но интересно.
Оформление книги на высоте, издательство установило достаточно высокий уровень. Качество подачи текстового материала высокое, а вот качество иллюстраций - чуть хуже. Книга выполнена в серийном оформлении: переплет яркий, цветной, серийная обложка, переплет крепкий (твердый, прошитый и клееный). В целом очень солидная и неординарная книга, но дорогая, если брать в розницу, в магазинах.
Вообщем, буду заканчивать, но вскоре - второй том. А может их надо было в одном обзоре рассмотреть? Может и так, но решение принято, )
Как всегда, не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Я пояснил и минусы и плюсы, причем они - СУБЪЕКТИВНЫ. У нее главный парадоксальный недостаток - она продается за очень высокую цену. Но при этом понимаешь, что она стоит своих денег, не в пример очередному переизданию книги про "Новики", но это мое мнение. В тоже время, если вспомнить, по какой цене продаются восемь (или шесть?) фотоальбомов по эсминцам типа "Новик", то эта книга отдается практически даром.
Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был слишком предвзятым. И конечно, не пропустите следующие обзоры.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеоформате.