История итальянского автопрома шла вразрез с остальным миром: помимо экспериментов с выходной мощностью силовой установки местные инженеры несколько раньше прочих стали обращать внимание на снаряженную массу автомобиля и кузовной дизайн. Отсюда и успехи в автоспорте, и награды на престижных автосалонах. Какие же истории кроются за логотипами известных итальянских брендов, благополучно доживших до наших дней?
Alfa Romeo
Эмблема данного бренда является одним из самых удачных примеров графического дизайна в автоиндустрии. Интересно также и происхождение названия марки с позиции брендинга. Первая ее часть представляет собой аббревиатуру наименования Anonima Lombarda Fabbrica Automobili (A.L.F.A). Данное предприятие было образовано в 1910 году после приобретения группой предпринимателей мощностей обанкротившегося итальянского филиала автопроизводителя Darracq.
В концепции логотипа, авторство которого приписывают дизайнеру Романо Каттанео, лежит сочетание двух геральдических символов – герба герцогов Миланских (красный крест) и герба семьи Висконти, на котором изображен дракон, убитый согласно легенде основателем рода в V веке. Также на первой итерации логотипа можно заметить, что слова ALFA и MILANO, размещенные по его канту, разделены так называемыми «савойскими узлами» – символом Королевского дома Савойи, ветвь которого объединила Италию в 1861 году.
Вторая часть названия, под которым итальянская марка известна и сегодня, появилась в 1918 году, когда руководить ею стал Николо Ромео – банковский поверенный из Неаполя. Во время Первой мировой войны бренд выпускал авиационные двигатели, компрессоры и боеприпасы, но при этом не смог выплатить многочисленные ссуды, поэтому банки назначили своего управляющего. Когда производство автомобилей возобновилось, логотип был соответствующим образом изменен.
Впоследствии логотип марки менял лишь цвет и рисунок канта, что отражало его спортивные достижения, как это было отмечено в период с 1925 по 1945 годы за победу Alfa P2 на первом чемпионате мира по автогонкам. А с отменой в Италии монархического режима с 1950 года «савойские узлы» сменились одиночными волнистыми линиями. После успешной кампании по расширению бренда и строительства еще одного завода близ Неаполя из фирменной эмблемы (1972-1982 гг.) исчезли и они, и слово MILANO. Впоследствии логотип еще больше графически упрощался, потеряв и свой многозначительный кант, и золочение шрифта.
Ferrari
Официальная история марки, выпускающей всемирно известные спорткары, началась в 1947 году после соответствующей регистрации бренда Ferrari S.p.A. в реестре итальянских автопроизводителей. Однако свой личный бренд, из которого развилась соответствующая корпорация, Энцо Феррари основал еще в 1929 году, когда трудился в конструкторском отделе Alfa Romeo и по совместительству работал пилотом-испытателем.
Фирма, известная как Auto Avio Costruzioni и впоследствии переименованная в Scuderia Ferrari, модифицировала и доводила до ума спортивные автомобили, а также собирала авторские болиды для гонщиков. Сам Энцо Феррари был заядлым любителем скорости, что, конечно же, нашло отражение в выпускаемой им продукции.
Основой фирменного логотипа Ferrari является вставшая на дыбы лошадь, с которой связана необычная история. Этот рисунок украшал истребитель героического летчика графа Франческо Баракка, который погиб во время Первой мировой войны. В 1923 году Энцо Феррари на одном из заездов в Равенне познакомился с родителями героя, после чего его мать Паолина Баракка предложила перспективному гонщику-изобретателю поместить такую эмблему на одном из автомобилей, пообещав, что она принесет удачу.
Основатель Ferrari позже напишет в своих воспоминаниях: «Я все еще храню фотографию аса с посвящением его родителей, в котором они вверяют мне этот знак с конем. Конь был и остался черным. Я же добавил золотистый фон, который является цветом Модены (родного города Энцо)».
Что касается логотипа гоночного подразделения Ferrari, на котором помимо лошади на желтом фоне красуются литеры S и F, то это не что иное, как сокращение от Scuderia Ferrari. Вершина эмблемы содержит белую, зеленую и красную полосы, символизирующие итальянские национальные цвета.
FIAT
Сегодня данный бренд известен в первую очередь своими харизматичными микроавтомобильчиками А-класса, хотя за свою богатую историю он выпускал множество других знаковых моделей различного назначения. Первые производственные мощности марки были заложены в Турине в 1899 году, а знакомое сегодня всем название FIAT есть не что иное, как аббревиатура длинного наименования Fabbrica Italiana Automobili Torino (которое зачастую пишется заглавными буквами).
Кстати, на первом брендовом логотипе, стилизованном под старинный пергамент, это сложносоставное название было указано полностью, без каких-либо сокращений. В таком виде он просуществовал недолго – уже в 1901 году был проведен первый ребрендинг эмблемы: на пластине, покрытой синей эмалью, были нанесены четыре знаменитые буквы, включая характерно начертанную литеру А с боковым скосом.
Круглую форму и тот самый красный фон, на котором выделялась белая текстовая надпись, логотип впервые получил в 1925 году. В такой итерации эмблему обрамлял лавровый венок, символизировавший первые победы автомобилей Fiat в автогонках.
В 1938 году логотип приобрел форму вертикального щита, поскольку в таком исполнении он лучше вписывался в радиаторную решетку моделей, выпускаемых на тот момент брендом. С небольшими изменениями эта эмблема применялась Fiat вплоть до 1968 года, после чего была заменена на горизонтальную надпись, начертанную на ромбовидном голубом фоне. К классическому круглому исполнению логотипа компания вернулась в 1999-м – аккурат на столетний юбилей. Причем литере А вновь придали то самое «авторское» написание, применяемое столетие назад.
Lancia
Данный автобренд был создан в 1906 году инженером и гонщиком Винченцо Лянча и первоначально назывался Fabbrica Automobili Lancia. Первая модель марки 18-24 HP представляла собой автомобиль с открытым типом кузова ландо и характерным для начала века радиатором плоской формы. На машинах с такой геометрией удобнее всего читались рукописные логотипы, поэтому первая эмблема марки была именно такой. Кстати, слово lancia с итальянского языка переводится как «копьё».
В 1911 году марка получила первый полноценный логотип в виде рулевого колеса с размещенным поверх его крестовины флагом и вписанным в него названием Lancia. Синий цвет флага символизировал город Турин, где базировалось производство, а его копьеобразное навершие – уверенное движение вперед. Это намерение имело фактическое подтверждение: уже в 1908 году в модель Dialpha устанавливался шестицилиндровый двигатель, а модель Theta стала первым серийным автомобилем, в котором использовалось электрическое освещение, – и это в 1913 году!
В 1929-м логотип Lancia получил апгрейд в оформлении, будучи заключенным в треугольник. По одной версии он символизировал щит, по другой – дроссельную заслонку. В таком виде эмблема просуществовала до 2000 года, после чего силуэт флага исчез, а геральдический синий цвет заполнил собой всю внутренность логотипа.
Lamborghini
С происхождением марки по выпуску люксовых суперкаров и спортивных машин Automobili Lamborghini S.p.A. связано множество легенд, сплетен и слухов. Вот что известно точно: итальянский предприниматель Ферруччо Ламборгини, сделавший капитал на выпуске сельхозтехники, серьезно поссорился с Энцо Феррари во время своего визита на завод марки для обслуживания сцепления в любимом Ferrari 250 GT.
Позже, разобрав трансмиссию своего спорткара, Ферруччо обнаружил, что многие элементы выполнены тем же производителем, что и в тракторах Lamborghini. Покопавшись на складе, сельскохозяйственный магнат нашел подходящую замену и успешно выполнил ремонт. Вскоре после этого, в 1963 году, в местечке Сант-Агата-Болоньезе была основана марка Lamborghini со спортивной квалификацией. И все для того, чтобы утереть нос именитому сопернику.
Даже логотип для нового бренда Ферруччо придумал максимально соответствующий сути конфликта: на черном треугольнике изображен золотой бык в атакующей позе. В данном случае он являлся отсылкой к знаку Зодиака самого Ламборгини – Тельцу. Что касается золотого цвета, то здесь не нужно сильно разбираться в геральдике, чтобы понять, что такое сочетание символизирует (спойлер: богатство и роскошь).
Maserati
Данный бренд по производству люксовых автомобилей был основан Альфьери Мазерати в 1914 году в Болонье. С 1993 года предприятие принадлежит американо-итальянскому гиганту Fiat Chrysler Automobiles (FCA). В настоящий момент компания базируется в Модене.
Символом Maserati был выбран трезубец, и неспроста. Мифологически данный атрибут принадлежит богу морей Посейдону, а значит, является олицетворением силы и энергии. По этой причине трезубец – один из символов города, где впервые была основана марка: фонтан с ним расположен на Пьяцца Маджоре и является достопримечательностью Болоньи. По предложению другая семьи Мазерати, маркиза Диего де Стерлиха, в 1926 году это изображение было официально размещено на логотипе бренда, когда публике был представлен автомобиль Tipo 26.
Что касается цветовых значений, то синий цвет на эмблеме Maserati символизирует силу морской стихии, красный – страсть, а белый – чистоту и красоту. Впрочем, после недавнего ребрендинга марки от них было решено отказаться в пользу одного только силуэта трезубца.
Познавательно:
Что вы знаете о происхождении логотипов немецкого автопрома
Знаете ли вы, что такое Маскот
Штраф ГАИ мне оплачивать нечем: что делать в таком случае