В основу военной драмы «Праведник» (12+), которая стала лидером кассовых сборов в России, легла реальная история Николая Киселёва. За спасение 218 евреев командир партизанского отряда «Победа» так и не получил обещанного звания Героя Советского Союза. В оккупации жизнь еврея порой оценивалась в стакан соли. Но и после войны о подвиге, связанном со спасением евреев, упорно не вспоминали.
Выжить вопреки...
История «марша жизни» под руководством Николая Киселёва долгое время воспринималась как легенда. Самоубийственный поход до «Большой земли» по оккупированной территории с обессиленными, полуголодными людьми не имел шансов на успех. Подлинную историю похода можно найти в документальном фильме «Список Киселёва» (прослеживается аналогия со «Списком Шиндлера») и книге Инны Герасимовой «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев», которая кропотливо составлена на основе архивных документов и воспоминаний очевидцев. Но жизнь намного страшнее, чем кино.
Скрин отрывка из книги «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев»
Евреи были обречены. Антисемитизм цвёл буйным цветом. Почти всё еврейское население Беларуси во время оккупации было уничтожено – это около миллиона белорусских, польских, немецких, чешских, австрийских евреев. Выжить удалось примерно 15 – 20 тысячам человек. По воспоминаниям одного из участников похода Ильи Родошковича, которые приводит в книге Инна Герасимова, еврея могли сдать за стакан соли. Или любое другое денежное или материальное вознаграждение. Кстати, когда у Родошковича началась гангрена, его действительно спасли благодаря стакану сахара (расплавленный сахар влили в рану). За стакан сахара пришлось отдать отобранную представителями отряда у крестьянина колхозную корову. Спасал удивительный врач, которого все любили, Котляр Симон.
Не рады нигде
Евреев гнали отовсюду. Немцы загоняли евреев в гетто, где всё строилось по принципу коллективной ответственности. За побег нескольких человек расстреливали несколько десятков других узников. Родители порой жертвовали собой и внуками, чтобы дети могли спастись и сбежать. Но бежать было некуда – только в лес, где царствовали холод и голод. Евреи погибали во время лесных «блокад», потому что не были мобильны. Порой, настрадавшись, люди возвращались обратно в гетто, где их ждала только смерть. А мирные жители, которые прятали евреев, больше, чем немцев, боялись собственных соседей. В основном жандармы приезжали в деревню, чтобы устроить облаву на евреев, только получив донос.
При этом в партизанские отряды даже молодых и сильных евреев принимали не охотно – их подозревали в шпионаже. Ходили слухи, что евреи направляли сведения о партизанах в гестапо. Сведения от спецгрупп существования школ шпионажа и диверсии также подтверждали.
Правда и вымысел
Возможно, поэтому в фильме появился такой персонаж, как Люба (предатель и провокатор, у которой не было реальных прототипов). Люба, спасая семью, сдавала своих соотечественников жестокому эсесовцу Шмюкеру, который, по сюжету фильма, препятствовал «маршу жизни», а в конце фильма его настигло возмездие от рук Моше Таля.
Праобразом Моше Таля стал Шимон Хевлин. Хотя Шимон был младше, не держал в руках оружия. У него на самом деле была красивая и непохожая на еврейку сестра, которая осталась жить в белорусской семье.
И бабушка (в реальной жизни бабушка Брайна), которую в фильме после ранения оставили в лесу, была бабушкой Шимона Хевлина. Она выжила благодаря партизанскому отряду «Мститель», который возглавлял Сафонов. Партизаны нашли пожилую женщину в лесу, она не могла идти. Один из партизанов решил, что не стоит помогать жидовке. Сафонов приказал своему подчиненному нести женщину на руках сколько потребуется, пообещав в обратном случае пустить пуля ему в лоб. Бабушку принесли в деревню, там ей вылечили ноги. После этого два года, вплоть до освобождения, она везде была с партизанским отрядом. Готовила, убирала, шила. Её звали бабушка Леса. Когда освободили Долгиново, она вместе с партизанами въехала туда на коне.
В фильме история Бабушки леса выглядит трагично, она осталась умирать в лесу. Счастливого конца зритель так и не узнал.
Правдой жизни оказалась и история маленькой Берты, которая говорила только на идише. Ей было где-то 2 – 4 годика. Она всё время плакала, детей в походе несли в мешках. Этот плач участники похода сравнивали с целым оркестром в лесу, он мог привести к гибели всего отряда. Из-за давления окружающих родители решили утопить девочку в реке. Вспоминают, что девочка сказала: «Папа не бросай меня, я буду хорошей», «Мамочка, я хочу жить – я не буду больше плакать». Ребёнка спас Киселёв и до конца похода нёс девочку на руках, у него она больше не плакала.
Ещё Киселёв отдал одноногому Якову Рубину, у которого была деревяшка вместо ноги, свою лошадь.
Жизнь дороже золота
Никакой золотой астролябии в реальной жизни, конечно, не было. После похода Киселёва и других партизан допрашивал следователь. Поступила, но впоследствии не подтвердилась информация о том, что руководители отряда «Победа» утаивали золото и ценности.
После пребывания в гетто и скитаний по лесам, когда еда была дороже золота и серебра, едва ли можно было сохранить что-то ценное. Ценности могли быть лишь у людей, которые присоединились к отряду у линии фронта (не долгиновских евреев). Еврейского золота у руководства отряда не нашли. Да и к званию Героя Советского Союза Николая Киселёва так и не представили.
Скрин отрывка из книги «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев»
Хотя Киселёв совершил невозможное: он и 13 его товарищей осенью 1942 вывели за линию фронта более 200 человек. Это были «долгиновские» евреи из семейного лагеря, который находился на краю леса. Во время оккупации евреев зачастую оценивали как ничего не производящую массу, им приходилось просить, красть, добывать любыми путями провизию у крестьян, партизанским отрядам евреи попросту мешали работать. Их нужно было убрать, и, если бы Киселёв бросил часть евреев в лесу, война, скорей всего, всё бы списала. Но он не бросил, он не видел национальностей, видел лишь людей, находящихся на краю смерти.
Поход длился более 2 месяцев – до начала ноября. Измождённые, больные, раздетые, разутые люди преодолели 800 – 1000 по лесам и болотам, минуя сёла и деревни. Передвигались только по ночам. Это был единственный случай спасения большой группы евреев партизанами. На «Большую землю» их провели через Суражские ворота (40-километровый разрыв в линии фронта противника). После «ворота» закрылись.
Судьба народа и праведники разных стран
В сентябре 2005 года Специальная Комиссия Института Катастрофы и Героизма еврейского народа Яд Вашем присвоила Николаю Киселёву звание «Праведник народов мира» (посмертно). Такое же звание получили свыше 25 тысяч людей из разных стран мира.
Сценарий Геннадия Островского для художественного фильма «Праведник» был написан после общения с несколькими участниками похода, изучения материалов и документов. Сергей Урсуляк, режиссёр картины, по его собственным словам, пользовался уже отражённым светом автора сценария. А вы сможете увидеть кинокартину, отражающую подвиг, который после войны был стёрт и забыт, но не перестал от этого быть подвигом; кинокартину, в которой через несколько ярких образов мы видим тяжёлую судьбу еврейского народа – народа, который боролся с фашистами и нечеловеческими условиями, чтобы выжить.
По кассовым сборам в российском кинопрокате фильм «Праведник» обогнал «Чебурашку».
Текст: Аглая Романова