Бывало у вас такое, что вам очень понравилось чужое выражение или чья-то мысль. Вы с ним полностью соглашаетесь и даже пытаетесь донести другим, ведь мысль, запрятанная в выражении — великолепная, а значит эту мысль должны услышать и другие! Но вот потом, через время, вы узнаете, что человек, который изрек такую великолепную мысль, сам-то был крайне противоречивой личностью. Что делать? Менять отношение к высказыванию этого человека, потому что он оказался противоречивой личностью и спровоцировал внутренний конфликт или отделять грани?
Самый простой и яркий пример такого противоречия, который мне пришёл на ум, это Владимир Высоцкий. Очень многим нашим согражданам, в том числе и мне, нравятся его песни. При этом, как личность, Владимир Высоцкий крайне неоднозначный. Я не знаю ни одного человека, кто оправдал бы его тягу к алкоголю и наркотическую зависимость(о которой рассказывала его жена Марина Влади). Эта тяга и сломала ему жизнь. Более того, по многочисленным отзывам известно, что Высоцкий был лихачём и периодически устраивал автомобильные аварии. Стоит ли менять отношение к творчеству Высоцкого, к тому что он изрекал посредством своих песен, только из-за его зависимостей и асоциального поведения? А ведь некоторые могут испытывать противоречивые чувства по этому поводу и критиковать автора за его творчество, из-за его тяги к саморазрушению.
Я, как тот, кто тоже испытывал подобные чувства, могу искренне сказать, что в этом нет ничего плохого(испытывать такие чувства), но менять своё отношение к какому-то высказыванию, цитате, творчеству — совершенно не обязательно.
Мы все крайне противоречивые личности!
Для начала, нужно признать одну простую истину: мы все очень противоречивые личности. Часто, наши слова и мысли могут противоречить друг другу и нашим делам. Если мы замечаем такое в себе, то почему этого не может быть с другим человеком? Наш мир очень противоречивый!
Углы, с которых мы рассматриваем ситуацию.
В начале статьи я описал ситуацию, в которой нам очень нравится определенная цитата или озвученная мысль. Эта мысль, проходя через наше восприятие, опыт, жизненные ценности, осознание, находит внутреннее согласие или внутреннее отрицание. Изначально, мы рассматриваем мысль, как обособленную идею. В нас откликается именно озвученная идея. Но что произойдет, если для личной оценки определенной мысли мы добавим черты личности, озвучившей её?
Да, мы сможем оценить личность, но как это будет влиять на изначальное изречение, ведь оно совсем не изменилось? В данном случае я предлагаю отделять личность и слова. Обратимся к примеру:
Отец говорит своему сыну, что курить очень вредно и что ему не следует даже начинать, но при этом сам отец курит и ничего не делает, чтобы побороть эту привычку. Тут на лицо противоречие отца в том, что он говорит с тем, что он делает. Но означает ли это противоречие, что его изречение теперь стало не верным? Нет! Это означает лишь то, что сам отец не может соответствовать своим же словам. И то что сын, может обоснованно попрекнуть своего отца в этом. Но озвученная мысль останется верной!
Другой пример.
Многие слышали о библейском персонаже, царе Соломоне. В древности, Соломон являлся непревзойденным примером мудрости и автором многочисленных ценных изречений. Но знали ли вы, что под конец своей жизни сам Саломон отступился от своей веры и предался идолопоклонству? Означает ли это, что всё о чем он говорил до своего грехопадения, ложно и не имело смысла? Нет.
Проводите грани
Для того, чтобы не метаться в противоречиях, нужно уметь проводить грани и отделять мух от котлет. Если нам не нравится какая-то грань личности, и эта определенная грань личности вызывает у нас неприятие, то нет ничего предосудительного в том, что именно в этом аспекте мы чувствуем неприятие и осуждаем личность именно за этот аспект. Но если нам понравилось изречение этой личности, и мы находим его верным, оно откликается у нас внутри, то нет ничего возмутительного в том, чтобы принимать именно то, что не идет в разрез с нашими мыслями. Нужно осознавать наличие таких противоречий и отделять одну грань от другой.
Наш мир противоречив, поэтому по-другому быть не может.