Найти тему
Визит в Баку

Ковер как произведение искусства

До постройки современных домов и изобретения технологии теплых полов именно ковер делал жилище пригодным для комфортной жизни. Помимо тепла ковры создавали уют, а еще из века в век передавали заключенную в дивных узорах историю человечества. Сегодня мы поговорим об азербайджанских коврах, искусство тканья которых внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО.

Фото Сергея Скорбенко
Фото Сергея Скорбенко

Традиции и особенности ткачества

На территории Страны Огней ковры изготавливали еще в Бронзовом веке, это 11-13 столетие до нашей эры. Доказательством служат пряслицы из глины, найденные археологами и бережно хранимые в бакинском Музее ковра. Вы сможете своими глазами увидеть фрагменты артефактов, если посетите это здание. Сделать это, безусловно, стоит. Здесь же хранится фрагмент ткани самого первого ковра, а еще… Но о Музее поговорим чуть позже, сейчас остановимся на характерных особенностях местного ковроткачества.

Природа щедра к Азербайджану, здесь можно увидеть 9 из 11 возможных типов климата. Соответственно, очень богат животный и растительный мир. Как нетрудно догадаться, первые красители для ткани были растительного и животного происхождения. Причем, иногда одно и то же растение могло послужить на благо ковроткачества своими корнями, корой и листьями.

Растительный мир в азербайджанских коврах не только «использовался», но и «воспевался». Так, встречающийся в знаменитых тебризских коврах растительный орнамент, сплетающийся в «древо жизни», символизировал прославление природы. Фантастическое дерево ваг-ваг (другое название «говорящее дерево») часто изображалось в эпоху Сефевидов, а во время Сасанидов любили ткать гранат, почитавшийся как символ солнца.

Помимо растительного орнамента в ковроткачестве были популярны изображения:

- Животного мира: орел, павлин, дракон и баран были, пожалуй, самыми частыми. Во дворцы привозили ковры с драконами и павлинами, считалось, что такие изделия станут талисманами для владельца и уберегут от беды.

- Религиозные - например, «бешбармак». Возможно, вы слышали, что так называют вкусное мясо-мучное блюдо тюркских народов, но есть еще одно значение. В ковроткачестве «бешбармак» означает 5 пальцев и символизирует такое же количество заповедей ислама.

- Геометрические фигуры – они разнятся от одной ковроткаческой школы к другой. Так, в бакинской основной узор составляют крючкообразные ромбы, а по краю расположены листья. Краски предпочитали бежевые, иногда с оттенком горького шоколада, или небесные. В Гянджинской же школе предпочитали узор из восьмиугольников, а цвета выбирали насыщенные – зеленые, красные и синие.

Фото Сергея Скорбенко
Фото Сергея Скорбенко

Технология изготовления азербайджанских ковров поистине уникальна!

Технология затяжки петель индивидуальна для каждого региона страны. Изготавливаются изделия как с ворсом, так и без, причем, первые появились раньше. Так же отличаются используемые материалы, собственное развитие получили традиции. Скажем, до 16 века преимущественно использовался геометрический узор.

Однако, Азербайджан не существовал обособленно, напротив, в стране происходил активный культурный обмен. Развивающаяся живопись и появившаяся школа миниатюры привели к тому, что геометрические фигуры стали уступать место более тонким узорам и портретам.

Измерение состоятельности в коврах

Престиж азербайджанского ковра очень высок! Веками ранее его доставляли на караванах по Великому шелковому пути или на кораблях ко дворцам королей и императоров. Азербайджанские ковры считались жемчужиной коллекции польского короля Сигизмунда III.

Ковры превращаются в символ власти. Ими украшали дворцы вельможи и высшее духовенство. Конечно, какие-то ковры и гобелены изготавливались на месте. Однако, история то и дело ясно дает понять, откуда пришли лучшие изделия. Вот, например, картина Ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале». Прямо в центре полотна – ковер «Зейвя» Губинской школы.

На родине, в Азербайджане, ковры тоже очень ценили: в них измеряли состоятельность важных особ.

Музей ковра в Баку

Музей ковра. Фото Сергея Скорбенко
Музей ковра. Фото Сергея Скорбенко

Расположенное на проспекте Нефтяников недалеко от других многочисленных достопримечательностей, удивительное здание не теряется на их фоне, но мгновенно притягивает взгляд. Музей похож на свернутый в рулон ковер. Это не случайно. Плавно взмывающая кверху часть символизирует стремление к развитию, движение в будущее, в котором ковры обязательно займут достойное место. Средняя прямая часть фасада символизирует настоящее, верно и стойко хранящее древние традиции. Противоположная часть, визуально «соединяющаяся» с землей, показывает связь с истоками.

Коллекция Музея, включающая не только ковры, но и ювелирный форд, огромна. Зайдя на сайт Музея, можно совершить бесплатный виртуальный тур. Попробуйте, это действительно очень интересно.

Билет в Музей стоит 10 манат для гостей-иностранцев, выходной – понедельник. Возможны экскурсии на русском языке. Фото/видеосъёмка разрешены, но платно; доступна фотосессия в национальном костюме. Помимо экскурсий Музей проводит интересные культурные мероприятия и мастер-классы. Так, 8 уроков ковроткачества обойдутся в 50 манат.