До постройки современных домов и изобретения технологии теплых полов именно ковер делал жилище пригодным для комфортной жизни. Помимо тепла ковры создавали уют, а еще из века в век передавали заключенную в дивных узорах историю человечества. Сегодня мы поговорим об азербайджанских коврах, искусство тканья которых внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО.
Традиции и особенности ткачества
На территории Страны Огней ковры изготавливали еще в Бронзовом веке, это 11-13 столетие до нашей эры. Доказательством служат пряслицы из глины, найденные археологами и бережно хранимые в бакинском Музее ковра. Вы сможете своими глазами увидеть фрагменты артефактов, если посетите это здание. Сделать это, безусловно, стоит. Здесь же хранится фрагмент ткани самого первого ковра, а еще… Но о Музее поговорим чуть позже, сейчас остановимся на характерных особенностях местного ковроткачества.
Природа щедра к Азербайджану, здесь можно увидеть 9 из 11 возможных типов климата. Соответственно, очень богат животный и растительный мир. Как нетрудно догадаться, первые красители для ткани были растительного и животного происхождения. Причем, иногда одно и то же растение могло послужить на благо ковроткачества своими корнями, корой и листьями.
Растительный мир в азербайджанских коврах не только «использовался», но и «воспевался». Так, встречающийся в знаменитых тебризских коврах растительный орнамент, сплетающийся в «древо жизни», символизировал прославление природы. Фантастическое дерево ваг-ваг (другое название «говорящее дерево») часто изображалось в эпоху Сефевидов, а во время Сасанидов любили ткать гранат, почитавшийся как символ солнца.
Помимо растительного орнамента в ковроткачестве были популярны изображения:
- Животного мира: орел, павлин, дракон и баран были, пожалуй, самыми частыми. Во дворцы привозили ковры с драконами и павлинами, считалось, что такие изделия станут талисманами для владельца и уберегут от беды.
- Религиозные - например, «бешбармак». Возможно, вы слышали, что так называют вкусное мясо-мучное блюдо тюркских народов, но есть еще одно значение. В ковроткачестве «бешбармак» означает 5 пальцев и символизирует такое же количество заповедей ислама.
- Геометрические фигуры – они разнятся от одной ковроткаческой школы к другой. Так, в бакинской основной узор составляют крючкообразные ромбы, а по краю расположены листья. Краски предпочитали бежевые, иногда с оттенком горького шоколада, или небесные. В Гянджинской же школе предпочитали узор из восьмиугольников, а цвета выбирали насыщенные – зеленые, красные и синие.
Технология изготовления азербайджанских ковров поистине уникальна!
Технология затяжки петель индивидуальна для каждого региона страны. Изготавливаются изделия как с ворсом, так и без, причем, первые появились раньше. Так же отличаются используемые материалы, собственное развитие получили традиции. Скажем, до 16 века преимущественно использовался геометрический узор.
Однако, Азербайджан не существовал обособленно, напротив, в стране происходил активный культурный обмен. Развивающаяся живопись и появившаяся школа миниатюры привели к тому, что геометрические фигуры стали уступать место более тонким узорам и портретам.
Измерение состоятельности в коврах
Престиж азербайджанского ковра очень высок! Веками ранее его доставляли на караванах по Великому шелковому пути или на кораблях ко дворцам королей и императоров. Азербайджанские ковры считались жемчужиной коллекции польского короля Сигизмунда III.
Ковры превращаются в символ власти. Ими украшали дворцы вельможи и высшее духовенство. Конечно, какие-то ковры и гобелены изготавливались на месте. Однако, история то и дело ясно дает понять, откуда пришли лучшие изделия. Вот, например, картина Ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале». Прямо в центре полотна – ковер «Зейвя» Губинской школы.
На родине, в Азербайджане, ковры тоже очень ценили: в них измеряли состоятельность важных особ.
Музей ковра в Баку
Расположенное на проспекте Нефтяников недалеко от других многочисленных достопримечательностей, удивительное здание не теряется на их фоне, но мгновенно притягивает взгляд. Музей похож на свернутый в рулон ковер. Это не случайно. Плавно взмывающая кверху часть символизирует стремление к развитию, движение в будущее, в котором ковры обязательно займут достойное место. Средняя прямая часть фасада символизирует настоящее, верно и стойко хранящее древние традиции. Противоположная часть, визуально «соединяющаяся» с землей, показывает связь с истоками.
Коллекция Музея, включающая не только ковры, но и ювелирный форд, огромна. Зайдя на сайт Музея, можно совершить бесплатный виртуальный тур. Попробуйте, это действительно очень интересно.
Билет в Музей стоит 10 манат для гостей-иностранцев, выходной – понедельник. Возможны экскурсии на русском языке. Фото/видеосъёмка разрешены, но платно; доступна фотосессия в национальном костюме. Помимо экскурсий Музей проводит интересные культурные мероприятия и мастер-классы. Так, 8 уроков ковроткачества обойдутся в 50 манат.