В последнее время всё чаще можно услышать мнение, что искусство балета опрощается. Причины этому приводятся самые разные, но главный камень летит в огород молодых артистов, которые, по мнению старшего поколения, поверхностны, эгоистичны, зациклены на деньгах и быстром успехе. И это мнение не только зрителей, но и крупных деятелей балета, народных и заслуженных артистов.
Сейчас на сцене академических театров одновременно с артистами, завершающими сценическую карьеру, работает молодежь, родившаяся в XXI веке. Человек, который взрослел в век интернета, существенно отличается по своему складу от человека, которому пришлось осваивать всемирную сеть намного позже. Это касается абсолютно любой сферы деятельности, в том числе балета, но в консервативном балетном мире особенно тяжело приживается новое. И это можно наблюдать в реальном времени: артисты балета увольняются из театров, игнорируют общепринятый порядок вещей, стремятся больше зарабатывать. Время и исторический период диктуют свои правила:
- поверхностны, потому что информации слишком много, останавливаться на чем-либо некогда
- эгоистичны, поскольку есть понимание, что государство не позаботится, нужно обеспечивать себя самостоятельно и как можно лучше
- зациклены на деньгах, поскольку мало кому хочется повторять жизнь своих родителей (советских людей), довольствовавшихся тем, что дали
- желание быстрого успеха объясняется наличием большого выбора способов реализации
Юлия Махалина в интервью для книги «Черная королева» говорит: «Это сейчас все перевернулось с ног на голову, и первый вопрос у начинающих артистов: сколько мне заплатят? А тогда даже мысли об этом не было. Приходил молодой артист в театр и радовался, что его вообще приняли в театр и поставили в какой-то ряд кордебалета. Он был счастлив безумно!»
Молодежь ищет, где лучше, и это логично: в век изобилия хочется большего. Если театры ограничивают заработок и карьерный рост, молодому человеку проще создать свое дело, чем пытаться изменить систему.
Диана Вишнёва в одном из интервью также отметила эти различия: «Нынешнее поколение не готово себя на истязание отдать, на какую-то работу нацеленную… Нет, они хотят быть звездами, хотят фолловеров. Мы были совершенно другие».
Взять от жизни больше
Главная особенность сегодняшней молодежи — стремление взять больше, чем полагается в определенном возрасте в определенном положении. Это раньше о больших деньгах не смели мечтать, а сегодня можно стать миллионером в 14 лет. Этот факт с трудом принимает старшее поколение, поскольку в годы их молодости такое не было возможно. Кроме того, обществу важно быть в постоянстве, и все, что его разбалансирует, подвергается жесточайшей критике.
Здесь яркой иллюстрацией становится пример Марии Хоревой: почему образованная, способная и трудолюбивая артистка вызывает у некоторых зрителей огромную неприязнь? У каждого свои причины, но общая тенденция ясна: в представлении некоторых людей такие успех и популярность не по возрасту и не по заслугам. А между тем человек, родившийся в 2000 году, максимально эффективно использует прогресс и свое место для полной реализации. Ему не нужно показывать, какие есть возможности, поскольку все это записывалось на подкорку с детства. Этот факт может нравиться или не нравиться, но его остается только принять.
Кстати, Людмила Ковалёва постепенно приняла популярность своей ученицы в социальных сетях, о чем рассказала в интервью Vogue: «Я не была против соцсетей. Но мне казалось, эти стопы, растяжки — зачем изнанку нашей работы демонстрировать на весь свет? А потом подумала: это современный мир, к чему настаивать, чтобы Маша от него отказалась?»
Что будет с балетом и театром
Безусловно, балету нужно время, чтобы адаптироваться к переменам, и сейчас только первое поколение прокладывает дорогу, на которой балет и рынок встретились. И за этим крайне любопытно наблюдать. В книгах и мемуарах сегодняшних балерин будут упомянуты социальные сети и интернет как неотъемлемая часть жизни, как возможности, позволившие осуществить гораздо больше, чем было возможно в театре. Это первое поколение, которое получило доступ к огромным ресурсам. Находчивость молодёжи не знает границ, поэтому остается только смотреть, что будет далее.
Что касается духовного развития балетной молодежи, то все не так плохо, как кажется: классическое хореографическое образование научило учиться и преодолевать трудности. Если пообщаться с артистами лично, станет понятно, насколько у большинства широк круг интересов. Самообразование присутствует на постоянной основе, особенно сейчас, когда все знания в открытом доступе, а люди обмениваются ими с легкостью. Более того, каждое следующее поколение умнее, практичнее и предприимчивее предыдущего.
А театр — это особое искусство, которое всегда будет жить. Никакие электронные устройства не смогут заменить живой контакт артистов и зрителей. Поток информации с каждым годом все больше увлекает и захватывает человека, но есть вещи, которым никогда не будет придумано замены. Более того, искренняя любовь к балету и театру, которую можно наблюдать среди молодых артистов, оставляет надежду, что будущее у балета есть, и не такое печальное, как предсказывают скептики.