Найти тему
Паисий Святогорец

«Я смотрел на старых монахов в нашем монастыре и удивлялся: Господи, ну какие же они жёсткие! Но почему же они такие жёсткие?»

«Мы должны всегда говорить: „Боже мой, прости меня. Это я виноват во всём. Помоги мне“. А из нас обычно даже „Бог тебя простит“ в ответ на чьё-то смирение не лезет»
«Мы должны всегда говорить: „Боже мой, прости меня. Это я виноват во всём. Помоги мне“. А из нас обычно даже „Бог тебя простит“ в ответ на чьё-то смирение не лезет»

Один современный афонский старец рассказывал: «Какую же сильную веру и какое подвижничество мы видели в прежних отцах!.. Мы, новое поколение, так не живём, и нам кажется, что всё это далеко-далеко. Такое отношение к православному Преданию не может не беспокоить.

Те старцы были настоящим сокровищем. А у более молодых — дух уже другой. С нами произошла та же беда, что и с монахами в СССР и других коммунистических государствах: там потеряли преемственность Предания. У молодых монахов в тех странах не было старцев, чтобы получить совет, и им пришлось непросто в поисках ответов на свои духовные вопросы.

Вы читаете отрывок из третьего тома «Нового афонского патерика», в который включены поучения и рассказы преподобного Паисия Святогорца, не вошедшие в его «Слова». Приобрести наши книги можно по ссылке внизу

Помню, как я в молодости смотрел на старых монахов в нашем монастыре и всё удивлялся: „Господи, ну какие же они жёсткие! Но почему же они такие жёсткие? Жить столько лет в монастыре и иметь такую жёсткость? Не могу этого понять“. Однако, когда прошло много лет, все мои недоумения разрешились. Я увидел, что кончина этих старых монахов была доброй и мирной. В старости они стали очень мягкими, кроткими, как ягнята. Ведь ягнёнок — самое милое животное из всех, все его любят. Именно такими и стали к старости некогда жёсткие монахи.

Так Бог, Всеведец, Который знает настоящее и будущее, увидев, что монах достигает доброго духовного устроения, входит, скажем так, в пристань бесстрастия, забирает его, и душа этого человека улетает к Богу, подобно птичке. А мы, более молодые, поддаёмся искушению, которое всё портит.

Господь прямо говорит нам: "Не суди́те, да не суди́мы будете", а также: "В ню́ же ме́ру ме́рите, отме́рится вам" (Мф.7, 1-2). А мы не храним этой заповеди, мы судим и осуждаем. Совершаем какие-то совсем нелепые поступки, да ещё и не придаём совершенному должного значения.

Но как раз тут и кроется тот самый подводный риф, на который налетает и терпит крушение наш духовный корабль. Ну и как после всего этого мы можем достичь той жизни, которой жили прежние отцы? У нас нет права судить других, мы должны осуждать только самих себя. Мы должны всегда говорить: „Боже мой, прости меня. Это я виноват во всём. Помоги мне“. А из нас обычно даже „Бог тебя простит“ в ответ на чьё-то смирение не лезет, нам приходится эти слова из себя выдавливать, и мы не прощаем нашего ближнего, если он в чём-то перед нами виноват».

Нажать и купить книги преподобного Паисия Святогорца и наши другие издания