Найти тему
Мир Людей ✓

Картина Маковского или какие истории случались на Мясницкой 135 лет назад

Изобразительное искусство сопровождает человечество с древнейших времен. Создавая очередной шедевр, художник не просто рисовал красивую картину, но запечатлевал историю, людей и жизнь своего поколения. Сегодня мы присмотримся к картине Владимира Маковского «На бульваре» и постараемся понять, о чем она рассказывает.

В. Е. Маковский. Фрагмент автопортрета.
В. Е. Маковский. Фрагмент автопортрета.

О художнике

Владимир Егорович Маковский родился в 1846 г. в Москве в семье одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Собственно, именно в нем и будет учиться повзрослевший Маковский. Будущий российский художник-передвижник рос, окруженный богемой и знаменитостями. Однако, несмотря на то, что Владимир Егорович был вхож даже в семью императора (рисовал портрет Марии Федоровны), он никогда не терял интереса к жизни простых людей. Благодаря этому его качеству у нас есть возможность увидеть и понять, какими были его современники.

Двое на бульваре

Интересующая нас картина была на писана в 1886 году. На ней довольно прозаичный сюжет – молодая пара сидит на лавочке. Ну и что тут можно сказать, спросите вы? А мы в свою очередь попросим вас обратить внимание на выражение лиц влюбленных. Заметьте, как печальна и даже расстроена девушка, а парень будто чем-то не доволен. Для влюбленных довольно не типичные лица. Что же между ними не так?

"На бульваре"
"На бульваре"

Теперь мы еще раз попросим вас приглядеться. Девушка держит в руках цветастый сверток. Вы, наверное, уже и сами догадались, что в нем спит ребенок. Молодая мать привезла младенца из деревни в город, куда его отец отправился на заработки. Но отчего же он совсем не рад ему, не доволен и даже не смотрит в сторону матери и ребенка. Новоиспеченный отец поигрывает на гормоне и очевидно мечтает о кружке пива в соседнем кабаке. Щеки его раскраснелись, голова запрокинута, поза расслаблена, и явно говорит зрителю о том, что пиво он сегодня уже пил. Видно, что диалог между супругами не клеится. А молодая мать видимо совершенно растерялась. Она потупилась в землю и пытается понять, кто этот новый городской человек, и что ей теперь делать.

Композиция этой картины довольно статична, но эмоциональная нагрузка передает некую динамику в виде застывшего вопроса: Что же будет между супругами дальше? Как им жить?

Желая вырваться из нищеты, на заработки в город приезжало множество мужчин. А город портил их и развращал (пускай и не всех). Они жили бесконтрольно, пили, кутили и частенько забывали о существовании семьи и детей. Деньги исчезали, а связи с семьей прерывались.

Что было дальше

Если верить искусствоведам, на картине изображены Афанасий и Аграфена Филатовы. А в кульке из пестрого одеяла спит их дочь Ефросинья Афанасьевна Немцова. Именно она и поведала исследователям историю сюжета. Ее отец, как было сказано выше, действительно приехал в Москву на заработки и устроился дворником на Мясницкой улице. Молодая жена часто приезжала его навестить. У них родилась дочь Ефросинья, которая в момент разговора с искусствоведами была уже совсем старушкой. Ее отца и мать рисовали часто, сообщила женщина, так как на Мясницкой улице располагалось художественное училище.

Что случилось с этой семьей дальше, мы не знаем. Очевидно лишь одно, как бы не сложилась судьба семейной пары, их дочь выросла и смогла прожить долгую жизнь.

Эпилог

Маковский изобразил на картине типичный сюжет, характерный не только для его времени. Ему жалко молодую мать, он видит, как ей тяжело, как она приходит к осознанию предстоящей разлуки. Взаимопонимание больше нет, и говорить ей с мужем не о чем. И лишь крохотный ребёнок, которого даже нет на картине, немым укором присутствует в её атмосфере, заставляя зрителей задуматься о жизни.