Пять лет назад я прыгнула с парашютом. Даже спустя несколько лет это событие остается таким же ярким, как автостопное путешествие до Байкала или трекинг в горах Алтая. Советую прыгнуть всем, кто об этом мечтает. Это не так страшно, как все привыкли думать. Делюсь своим опытом.
В Сыктывкаре 10-15 лет назад еще можно было прыгнуть с парашютом, но потом самолетик ДОСААФ пришел в негодность - и полеты с прыжками прекратили. С тех пор любители экстрима добираются до Кирова (более 400 километров), где есть замечательный аэродром Порошино. Там и сейчас активно (почти каждую неделю) прыгают с Ан-2 с небольшой высоты 800-900 метров.
Помню, что мы добрались и сразу же направились к врачу, который измерял пульс, давление и интересовался, нет ли страха. Примерно в 9 утра после долгой ночной дороги я не чувствовала ничего, кроме усталости, поэтому о страхе ответила отрицательно, что расстроило специалиста.
- Или у вас поражение центральной нервной системы, или вы находитесь под психотропными веществами, или вы мне элементарно врете, - отметил он, запугав, что этот ответ не подходит для допуска к прыжкам. - Если бы вы знали, сколько идиотов встречается, которые говорят, что не боятся прыгать.
В итоге меня допустили и к прыжкам, и к прыжковому инструктажу - 3-часовому личному аду (мне было сложно, да, другим - совсем нет). Начальник парашютно-десантной службы сказал, что три часа - это катастрофически мало, раньше будущий парашютист осваивал азы почти две недели (!). Мы же в течение трех часов учились правильно складывать парашют «Д-5», затем тренировались безопасно приземляться с невысокой тумбы на всю стопу. Это очень важный момент: не на носочки, не на пятку, а на всю стопу. Кроме того, когда до земли остаются считанные секунды, надо сровнять ноги и сильно их напрячь. Это позволит избежать переломов, растяжений и прочих неприятных последствий.
Затем с помощью железной арки, которая имитировала дверь самолета, учились правильно покидать самолет. Спустя десять минут все 37 человек, которые собирались прыгнуть в этот день, повторяли мантру «221, 222, 223! Кольцо! Купол! Блокировка! Огляделись!» Последний этап подготовки - тренировка в подвесной системе парашюта. Инструктор учил, как вести себя в сложных ситуациях. Например, если парашютиста несет на деревья, или на крышу дома, или лоб в лоб на другого парашютиста.
Наконец мы надели специальные шлемы, взяли ранцы с парашютом и сели в самолет. Мне достался простой и понятный «Юниор», с которым не нужны никакие лишние телодвижения: купол парашюта раскрывается сам спустя три секунды свободного полета. Когда перед прыжком остаются считанные минуты, то волнение просто захватывает, адреналин гуляет в крови, сердце бешено бьется, мурашки табунами гуляют по спине. В общем, да, страх - это нормальное и понятное явление, который я действительно почувствовала, несмотря на опасения врача.
Перед прыжком инструкторы 15 раз проверили надежность всех креплений и в 30 раз объяснили, когда выдергивать блокировку, у кого она есть, - если этого не сделать, то запасной парашют автоматически откроется, когда до земли останется 500 метров, что в несколько раз испортит парение в небе. Ярко помню, когда оставалось 4 секунды, потом 3, потом 1,5. Это мгновение стало вечностью!
Я стою перед открытой дверью. Мгновение. Я за бортом. Струю воздуха захватила и перевернула - затем сработал парашют. Еще мгновение - и я парю в совершенно спокойном полете. Посмотрела наверх - купол есть. Значит, останусь жива. Спустя две минуты парения, полного сомнений и лихорадочного анализа «А правильно ли я спускаюсь?» вижу траву поля и вспоминаю, что главное - правильно приземлиться. Нас так сильно этим пугали, что я из всех сил напрягала ноги. Встретиться с землей было небольно. Осталось по всем правилам снять парашютное снаряжение, положить его в сумку и донести до места. После прыжка — ощущение усталости, как после трудового дня. А еще хочется расцеловать всех инструкторов, которые за несколько часов стали родными.