В конце августа Министерство юстиции США после нескольких лет судебных тяжб наконец-то решило судьбу двух сотен миллионов долларов, конфискованных во время расследования коррупции в ФИФА (в эту же сумму входят штрафы, наложенные на фигурантов дела). Деньги вернут международной федерации футбола как жертве ее же нечестивых чиновников.
При словосочетании «коррупция в ФИФА» у подавляющего большинства возникает справедливая ассоциация с попсовым делом Йозефа Блаттера, но оказалось, все грандиознее. В Латинской Америке работала мощнейшая коррупционная машина, перемалывавшая деньги за медиа- и маркетинговые права крупнейших турниров. А это рынок с выручкой в районе 4 млрд долларов только за одно соревнование – столько с 2011 по 2014 год пришлось на продажу телевизионных и маркетинговых прав на чемпионат мира по футболу-2014.
Чтобы во всем разобраться, усаживаемся поудобнее и запускаем машину времени.
Утро, когда все началось: в 6:00 в номера футбольных чиновников постучала полиция
Туристы, которые 3 декабря 2015 года случайно потеряли счет швейцарскому времени и под утро возвращались в пятизвездочный Baur au Lac в Цюрихе, на свое удивление не сразу смогли добраться до мягкой постели.
Шесть лет назад декабрьским туманным утром роскошный отель закрыл все входы/выходы после того, как за его стены в районе 6 утра вошли две группы полицейских: одна через парадный вход, вторая – через служебный. Примерно через полчаса от отеля отъехали две машины с тонированными стеклами, но спешно прибывшие репортеры так и не смогли увидеть, кто был внутри.
Именно этот фешенебельный отель, стоимость люкса в котором доходит до 2 тысяч евро, предпочитали лидеры ФИФА, собираясь на очередные протокольные совещания – в тот раз, чтобы обсудить реформы управления перед февральским съездом. На нем должны были утвердить замену отстраненному за подозрение в коррупции президенту Зеппу Блаттеру.
В декабре 2015-го за теми самыми тонированными стеклами автомобилей оказались двое: вице-президента ФИФА Альфредо Хавита из Гондураса и президента южноамериканской конфедерации КОНМЕБОЛ Хуана Анхеля Напута из Парагвая задержали по запросу Министерства юстиции США.
«Как будто кто-то умер», – так обрисовал атмосферу во время последующего заседания новый член исполнительного комитета ФИФА бразилец Фернандо Сарни. Пронизывающий страх был объясним – в то время как швейцарские власти подтвердили два ареста, New York Times со ссылкой на сотрудников правоохранительных органов сообщала, что более 12 сотрудникам ФИФА предъявят обвинения.
Страх уже явно перерастал в ужас, ведь это был второй предрассветный полицейский рейд за несколько месяцев. Полугодом ранее – в конце мая – более дюжины офицеров в штатском прибыли в те же 6 утра в тот же Baur au Lac, где элита ФИФА традиционно собралась на ежегодное собрание. В результате шесть официальных лиц ФИФА под прикрытием из белых простыней с маркировкой Hotel Baur au Lac были сопровождены к машинам без опознавательных знаков.
Среди арестованных тогда были вице-президент ФИФА и глава североамериканской федерации КОНКАКАФ Джеффри Уэбб с Каймановых островов, а также несколько бывших и действующих глав региональных федераций Южной и Северной Америки.
Аресты и в тот раз инициировались властями США после расследования ФБР, которое длилось не менее трех лет. Министерство юстиции пояснило, что обвинения предъявили 14 должностным лицам, девять из которых – нынешние или бывшие руководители ФИФА.
«От них ожидали соблюдения правил честности футбола. Вместо этого они коррумпировали бизнес мирового футбола, чтобы служить своим интересам и обогащаться, – заявила генеральный прокурор США Лоретта Линч на пресс-конференции в Нью-Йорке. – Они делали это снова и снова, год за годом, турнир за турниром».
Завязка этой истории было такой. Сегодня разбираемся, так что же такого экс-лидеры ФИФА «делали снова и снова» и при чем здесь минюст США?
Что это вообще было и в чем суть обвинений?
Репортеры (тогда) и вы (в начале текста) естественным образом подумали, что речь о сладкой парочке Блаттер/Платини, в том числе их возможного влияния на выборы страны хозяйки ЧМ-2022.
Но это не так. Вернее не совсем так – выбор принимающей ЧМ страны тоже был в разработке на тот момент и расследование продолжается до сих пор, хотя внутренняя комиссия ФИФА еще до задержаний не выявила существенных нарушений в этом процессе.
Правда, в деле Платини и Блаттера еще не поставлена точка: швейцарская прокуратура все еще надеется доказать, что они помогли Катару получить право на проведение ЧМ-2022, а также параллельную историю – недавно материалы дела о мошенничестве (мутная премия от одного другому в 2 млн долларов) передали в суд Беллинцоны. Экс-звезду французского футбола по вопросу Катара параллельно ведут еще и французские правоохранители. Оба отстранены ФИФА от футбольной деятельности с декабря 2015 года.
Сразу после первого швейцарского рейда Министерство юстиции США сообщило: задержание должностных лиц ФИФА инициировано по подозрению в получении взяток и откатов за распределение прибыльных медиа- и маркетинговых прав на международные футбольные турниры в период с начала 1990-х годов по настоящее время.
В частности, тогда обвинения предъявили Джеффри Уэббу и Джеку Уорнеру – двум бывшим президентам североамериканской федерации КОНКАКАФ. Чуть позже, как мы помним, задержали главу другой – южноамериканской КОНМЕБОЛ – Хуана Анхеля Напута.
Но коррупция – это улица с двусторонним движением. Обвинения были выдвинуты и корпоративным ответчикам. Обвиняемые в даче взяток – представители спортивных медиа и фирм по продвижению спорта из США и Южной Америки – подозревались в причастности к 24-летней схеме черных выплат функционерам ФИФА на общую сумму более 150 млн долларов.
Считается, что взамен они получили права на медиа, маркетинг и спонсорство футбольных турниров в Латинской Америке, включая отборочные матчи ЧМ в регионе КОНКАКАФ, Золотой кубок КОНКАКАФ, Лигу чемпионов КОНКАКАФ, совместно организованный Кубок Америки КОНМЕБОЛ / КОНКАКАФ, Кубок Америки КОНМЕБОЛ, Кубок Либертадорес КОНМЕБОЛ и Кубок Бразилии.
Немного упрощенно схема взяток и откатов выглядела так.
Что же это за могущественные компании?
На момент первого задержания лидеров ФИФА следствие получило признание вины от Хосе Хавильи, владельца и основателя многонационального конгломерата спортивного маркетинга Traffic Group со штаб-квартирой в Бразилии, а также двух других корпоративных фигурантов мутных схем – Traffic Sports International Inc. и Traffic Sports USA Inc., которые базируются во Флориде.
Позже – в 2016 году – аргентинская компания по спортивному маркетингу Torneos y Competencias SA (давайте, ее запомним) тоже признала свою роль в 15-летней схеме, в том числе в выплате десятков миллионов долларов взяток и откатов высокопоставленному чиновнику ФИФА для обеспечения его поддержки.
Как выглядели махинации, разберем на самом мощном примере – чемпионате мира.
В течение нескольких лет, начиная примерно с 2010 года, Torneos платил взятки и откаты чиновникам ФИФА (иногда через посредников) на миллионы долларов за помощь в продаже прав на четыре ЧМ (2014, 2018, 2022, 2026) дружественной латиноамериканской вещательной компании и последующей передаче южноамериканских ТВ-прав в руки Torneos TyC International BV (TyC International ).
Практически по той же схеме платились взятки в обмен на поддержку дочерней компании Datisa SA (за передачу ТВ-прав на Кубок Америки – 2016, 2019 и 2023), а также другой дочки – Torneos T&T Sports Marketing Ltd. – бенефициара прав на трансляцию Кубка Либертадорес.
После признания вины в рамках судебного соглашения об отсрочке судебного преследования Torneos согласился выплатить более 112 миллионов долларов (сюда входят конфискованные 89 млн долларов, что представляет собой прибыль, полученную от коррумпированных контрактов, и штраф правительству в размере 23,7 млн долларов).
Кстати, процесс продолжается. В апреле 2020 года подозрения пали на бывших руководителей американской вещательной компании 21st Century Fox, испанского спортивного медиа-конгломерата Imagina Media Audiovisual SL, а также аргентинской спортивно-маркетинговой Full Play. Фигуранты новые, схемы те же.
Сотни миллионов долларов – гигантские деньги. Как именно их передавали чиновникам?
Нет, не в чемоданах. Следствие раскрыло огромную денежную прачечную. Кстати, основная версия появления термина (money laundering) для процесса легализации преступных доходов (отмывания денег) переносит нас в США 20-х годов прошлого века: мафия Аль Капоне скупала и массово открывала автоматические прачечные самообслуживания для легализации наличных денег, т.к. в широкой сети мелких заведений с невысокими ценами, автоматами и большим числом клиентов очень трудно контролировать выручку.
Теперь займемся справедливым вопросом: как спустя 100 лет в таком прогрессивном цифровом мире отмывались взятки и откаты для чиновников ФИФА?
В мае этого года швейцарский банк с международными операциями Bank Julius Baer & Co. Ltd. (BJB) признал в федеральном суде в Бруклине, что помог отмыть 36 миллионов долларов взяток за медиаправа через США боссам ФИФА и других футбольных федераций.
Связующее звено в схеме – бывший менеджер по внешним связям с BJB Хорхе Луис Арсуага, который работал в офисах банка в Монтевидео и Швейцарии. В июне 2017 года он признал себя виновным и был осужден в ноябре 2020 года.
Примерно с февраля 2013 года по май 2015 года BJB через Арсуагу помог руководителям Torneos (привет из предыдущего блока) перевести через американскую финансовую систему не менее 36 миллионов футбольным чиновникам. Как именно? Банк выполнил незаконные транзакции через счета, скрывая истинный характер платежей.
Например, управляющий Torneos Алехандро Бурсако и сообщники выплатили примерно 30 миллионов долларов одному из вице-президентов ФИФА за поддержку в тендере за региональные права на ЧМ-2018, ЧМ-2022, ЧМ-2026 и ЧМ-2030. BJB через Арсуагу перевел примерно 25 миллионов долларов из этих денег на дополнительный счет и хранил их там для высокопоставленного чиновника ФИФА.
Служба BJB по борьбе с отмыванием денег не смогла выявить эти операции, потому что Арсуага скрывал множество красных флажков, включая фальшивые контракты, платежи третьим сторонам и услуги, оказываемые подставными корпорациями.
Банк знал, что счета клиентов Арсуаги связаны с международным футболом, а это значило высокие коррупционные риски. Тем не менее, руководитель BJB приказал ускорить открытие этих счетов в надежде, что эти клиенты обеспечат прибыльный бизнес.
«BJB и его сотрудники способствовали получению взяток, а его отдел соблюдения правил закрыл глаза на явные признаки отмывания денег», – резюмировал исполняющий обязанности прокурора по Восточному округу Нью-Йорка Марк Леско .
В итоге банк согласился на штрафы более 79 миллионов долларов (включая штраф в размере 43,3 млн и конфискацию 36,4 млн долларов).
Интересно, что после обнародования Панамских архивов швейцарский банк Bank Julius Baer фигурировал в еще одной истории про отмывание денег.
Но вернемся к ФИФА. В тех же схемах участвовали израильский банк Hapoalim BM и его швейцарская дочка Hapoalim (Switzerland) Ltd., сотрудники которых примерно с 10 декабря 2010-го по 20 февраля 2015-го помогали руководителям Full Play Group SA отмыть не менее 20,7 млн долларов в виде взяток и откатов футбольным чиновникам, в частности, Луису Бедойя, который в разное время занимал пост президента Федерации футбола Колумбии, вице-президента КОНМЕБОЛ и члена исполнительного комитета ФИФА. Бедойя признал себя виновным в вымогательстве и мошенничестве.
Как и в случае с BJB, внутренние органы контроля банков не замечали подозрительных денежных движений. Ну или не хотели замечать.
Израильский банк по судебному соглашению пошел на конфискацию 20,7 млн долларов и штраф в размере 9,3 млн долларов.
Кстати, а при чем здесь суд Бруклина и почему это оказалось юрисдикцией США?
Процесс ведется в Бруклине главным образом потому, что эти преступления были подготовлены в США, а платежи направлялись через американские банковские счета. Не стоит забывать, что штаб квартира КОНКАКАФ базируется в Штатах, как и многие компании-фигуранты. США были хозяйкой фигурировшего в схемах Копа Америка-2016 (он же Копа Америка столетия).
Этого оказалось достаточно, чтобы расследованием занялась сформированная в Нью-Йорке оперативная группа при прокуратуре с привлечением ФБР и Налогового управления.
На самом деле швейцарские аресты в 2015-м году – результат двух изначально независимых расследований коррупции в ФИФА: швейцарского по выборам стран-хозяек ЧМ-2018/2022 и американского по борьбе с взятками и откатами, связанными с медиа и маркетинговыми правами на турниры в Латинской Америке.
Швейцарская генеральная прокуратура заявляла, что время операции намеренно согласовали с арестами от имени властей США «во избежание любого возможного сговора» между подозреваемыми, а также потому, что в Цюрих съехались многие участники голосования за стран-хозяек чемпионатов мира. Позже страны индивидуально решали вопросы экстрадиции задержанных по запросу США. С 2016-го ФИФА активно помогала следствию – сказалась смена руководства.
«Я хочу искренне поблагодарить органы юстиции США за их усилия в этом отношении, за их быстрый и эффективный подход к решению этих вопросов, а также за их доверие в целом. Благодаря их вмешательству еще в 2015 году мы смогли коренным образом превратить ФИФА из токсичной организации в уважаемый и пользующийся доверием глобальный спортивный руководящий орган», – заявил президент ФИФА Джанни Инфантино в августе этого года.
Хм… То есть ФИФА получила грязные деньги обратно благодаря суду?
И да, судебное разбирательство привело к тому, что за масштабную коррупцию в ФИФА кэшбэк получила именно ФИФА.
И нет, взятки шли в карман чиновников и никогда не принадлежали ассоциации, поэтому «обратно» – не очень корректно. И это не в точности те самые суммы, а калькуляция убытков ФИФА от преступных схем.
По американским законам минюст может распределять конфискованные активы жертвам преступлений, в том числе футбольным организациям, которых в данном случае обманули коррумпированные футбольные руководители.
ФИФА, КОНКАКАФ и КОНМЕБОЛ подали совместное ходатайство о признании себя жертвами коррупции и возмещении ущерба, получив компенсацию на общую сумму более 201 миллиона долларов, из которых 32,3 миллиона долларов в виде первоначального платежа.
Издание The New York Times ловко отметило, что судебные органы разделили понятия угонщиков и угнанных самолетов, привлекая к ответственности лиц за свои преступления, но щадя организации и спорт, которые они фактически ограбили.
Но с этими деньгами оказалось не все так просто. По распоряжению американских властей все средства поступят на специально созданный Фонд ремиссии мирового футбола (World Football Remission Fund), который ориентирован на молодежные футбольные программы и гуманитарные потребности. Любые расходы с нового счета будут под пристальным контролем, поэтому деньги будут храниться в банковской системе США, а не в Швейцарии, где находится штаб-квартира ФИФА.
Промежуточные итоги: 50 обвиняемых, 27 признали вину, суд продолжается
Неизвестно, насколько суеверны официальные лица ФИФА, но кажется, что теперь уже легендарный швейцарский отель Baur au Lac они обходят за километр, а сон про остановившиеся на 6 утра стрелки часов в номере этого отеля заставляют футбольного взяточника просыпаться в холодном поту.
Коррупционный спрут охватывает как минимум два поколения футбольных чиновников. Средний возраст обвиняемых уверенно перешагивает далеко за 60, а некоторые фигуранты на девятом десятке.
Судебные процессы все еще идут. На сегодняшний день обвинения предъявлены более чем 50 индивидуальным и корпоративным ответчикам из более чем 20 стран.
В общей сложности 27 отдельных обвиняемых признали себя виновными. В 2018 года Хуана Анхеля Напута (нашего старого знакомого) и экс-президента Бразильской футбольной федерации Хосе Марию Марина осудили по обвинению в вымогательстве по сговору, приговорив к 9 и 4 годам тюрьмы вдобавок к многомиллионным штрафам.
Четыре юридических лица признали вину, а другие, в том числе банковские учреждения, – причастность, заключив соглашения об отсрочке судебного преследования.
Так 6 утра на часах в роскошном Baur au Lac нанесли родовую травму коррупционным династиям латиноамериканской части ФИФА и стали символом неотвратимости наказания за нее.
Осталось только пару вопросов: насколько уникальна была эта порочная система и все ли так чисто с рынком футбольных медиа- и маркетинговых прав на других континентах?