Весьма интересно узнать важные детали о святых людях от их современников. Без приукрас. Как о живых, реальных людях.
Арсений Жадановский, будущий епископ, был знаком со святителем Феофаном Затворником.
Он очень почитал святителя и как человека богомудрого, и как эрудированного православного богослова.
В своем дневнике, вот как написал епископ Арсений о святителе Феофане.
Он заметил, что со стороны, не зная святителя, можно представить его этаким холодным аскетом.
Мол, уединился от мира и предается аскезе. Ничего этому не мешает.
Но Арсений говорит, что это ошибочное представление, не знающих людей.
Святитель Феофан обладал смирением, подлинным патриотизмом, очень любил церковь. У него было любвеобильное сердце, он был исполнен духовной свободы (он не навязывал людям свои советы,пытался сначала правильно понять мотивы души человека), мудрости в нем была палата.
Сердце свое святитель Феофан поддерживал в теплоте истинной любви, благодаря сердечной Иисусовой молитве, глубокому богомыслию о Христе, как Любви. Умный, образованный и эрудированный человек, он воспевал не ум (как обычно делают эрудиты и интеллектуалы), а сердце, любовь. Парадоксально!
Мудрость его была от обширнейшего чтения православной духовной литературы (переводной и в оригинале, святитель знал 6 иностранных языков, бывал за границей), написания вдумчивых богословских трудов и сопоставления их с реальностью жизни.
Святитель не читал абстрактно, ради эрудиции и внешнего, поверхностного, понимания. Он прикладывал прочитанное и изученное к реальности жизни: ее событиям, и людям. Это было полезным духовным и познавательным упражнением.
Очень интересную деталь уловил Арсений о святителе Феофане.
Из-за многих письменных трудов, у Преосвященного стала развиваться катаракта глаз. Святитель не брезгал обращаться к врачам, ездил на операцию в Москву (врача и лекарство тоже создал Бог, заметит полвека спустя другой подвижник благочестия -врач и святитель Лука Крымский). Он занялся гомеопатией, советовал ее применение и людям, обращавшимся к нему. Говорил о полезности молока для очищения крови (в непостные дни). Советовал пить его курсами по 6 недель.
Святой Феофан очень почитал праведного Иоанна Кронштадтского (которого любил и сам Арсений Жадановский). Святитель просил молитв святого Иоанна, и сам молился за него. Он называл Иоанна Кронштадтского «избранным Богом пастырем».
Святитель Феофан хорошо отзывался и о трудах епископа Игнатия Брянчанинова, говоря, что в них все правильно и душеспасительно, кроме одного труда Игнатия: «Слово о смерти». Это слово, говорил святитель Феофан, оставляет в душе его сомнения.
В первых письмах святителя, как замечает епископ Арсений Жадановский, он много жаловался на лень и обычный образ жизни (не подвижнический). Святитель преодолевал эту напасть – лени и комфорта.
Святитель советовал не уходить священникам (и любым другим труженикам) на покой раньше времени. В этом есть тайная, скрытая леность, которую пытаются оправдать усталостью. Но это тонкая, лукавая игра темных сил. Не стоит поддаваться!
«Пока Господь не выпряжет – тяни» - говорил святитель Феофан Затворник.
(по материалам «Духовного дневника» епископа Арсения Жадановского, М. 2006)
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.