Найти тему
13-й пилот

Читатели рассказывают. Применять запрещённые ракеты нельзя. Противостояние с Главным инженером.

Фото из архива автора статьи. Р-73.
Фото из архива автора статьи. Р-73.

Наверно, многим авиаторам известно, а уж специалистам Инженерно-Авиационной Службы (ИАС) тем более, что успешная работа и служба авиационного инженера любой специальности (СД, АВ, АО, РЭО), в том числе и его продвижение, ВО МНОГОМ зависели от Главного инженера ВВС Группы, ВВС округа или Воздушной армии(по тем же, вышеперечисленным специальностям). Эта "прописная" истина не излагалась, ни в Уставах, ни в Наставлениях, ни в Инструкциях, но действовала она строго и безупречно во всех Военно-Воздушных Силах. А мне на первых порах, она, увы, была не известна. Из-за этой "неизвестности" мои отношения с Главным инженером по Авиационному Вооружению (АВ) ВВС ГСВГ не сложились с самого начала службы.

А началось всё с того, что по прибытию в Вюнсдорф в 84г, после окончания ВВИА им. Жуковского, я не стал ожидать своего Главного Инженера, который был на тот момент в 5-ти дневной командировке. А убыл в авиационный полк согласно предписанию.

Главный, конечно же, посчитал это вопиющим неуважением к его "Высокоблагородию", его Личности и его Высокому положению. Поэтому, после возвращения из командировки, он вызвал меня к себе, сделал соответствующее внушение и направил меня в другой авиационный полк, согласно своему плану.

Ну и ладно, в другой, так в другой, не барин, перееду. И через два месяца, меня, согласно новому Приказу, перевели в Кётен. На этом всё должно было бы и закончиться, но не тут-то было. Главный затаил обиду. И проявилось это буквально дней через 15 или 20 после моего переезда в Кётен.

На базе нашего полка в Кётене были организованы сборы инженеров по Авиационному вооружению и Начальников позиций подготовки ракет. Прибыло порядка 50 человек. Прибывшие, естественно, расслабились. Встретились однокашники, сослуживцы, земляки и т.д.

В первый день сборов сидеть в классе было проблематично, явно не хватало кислорода. Некоторые "экземпляры" с отрешённым видом пялились в докладчика, в выступающих и было видно, что они ждут не дождутся перерыва... а до сборов им нет никакого дела. И вот наконец-то, долгожданный перерыв!

После перерыва в классе стало намного "веселее", некоторые опохмелились, и самое главное, что Главный инженер после обеда не участвовал в сборах, выступали только Армейские старшие инженеры и дивизионные.

Ну, а вечером, я получил втык от Главного, и узнал о себе много нового. Оказывается мне надо было предвидеть такой бардак и поэтому заблаговременно надо было обратиться в военторг, чтобы на время сборов в гарнизоне не продавали ни пиво, ни тем более что-то более крепкое. Вот оказывается, где собака зарыта и виновник "торжества" налицо. Оригинальное мнение ... но ничего, стерпел, проглотил горькую пилюлю, да и забыл, потому что не считал себя виноватым.

Следующее столкновение с Главным было уже более серьёзным и касалось непосредственно безопасности полётов. В полк пришла телеграмма, об отправке одного самолёта МИГ-23МЛД в Шперенберг (для показа) со штатным боекомплектом (БК). Но вместо ракет Р-60 надо было подвесить ракеты Р-73, которые в то время не входили в состав нашего первого БК. Меня это насторожило и я решил всё проверить, чтобы не опростоволоситься. В Инструкции летчику самолета МИГ-23МЛД я нашёл ограничение на временный запрет применения ракет Р-73 до особого распоряжения. Я доложил о своей "находке" заму по ИАС и командиру полка. Командир полка принял однозначное решение: доставить ракеты Р-73 в Шперенберг автотранспортом в штатной таре.

Я наивно полагал, что Инструкцию летчику самолета МИГ-23МЛД знают ВСЕ и строго руководствуются её требованиями. Но оказалось, что это не так. Два самолета МИГ-23МЛД из других полков прибыли в Шперенберг с ракетами Р-73 на борту, а наш самолет без них. Это сразу заметил Главный по АВ и естественно задал мне вопрос.
"Ты почему не выполняешь Указание? Где твои ракеты?"
Я ответил, что ракеты я привез в таре на автомобиле, потому что применение этих ракет на самолёте МИГ-23МЛД ЗАПРЕЩЕНО Инструкцией. Главный аж подпрыгнул от негодования и в мой адрес разразилась отборная брань с массой непереводимых слов.
"Какая ещё инструкция? Ты что выдумываешь? Где ты это вычитал?"
Я ответил, что прочитал это в Инструкции лётчику. Полковник выругался, плюнул и убежал (оказывается он пошёл читать инструкцию лётчику).

Примерно через час или полтора Главный пришел снова к нам. А мы к тому времени уже подвесили ракеты Р-73 на держатели самолета и выполняли другие работы. Главный продолжил: "Там написано, что запрещено ПРИМЕНЕНИЕ! А применять их никто не собирается. Это тебе понятно?"
"Нет, не понятно!" — ответил я.
"А кто будет отвечать в случае аварийной ситуации за то, что на самолете подвешены ЗАПРЕЩЁННЫЕ ракеты?!"
Полковник снова выругался и ушёл. Ушёл надолго. А противостояние тем не менее не закончилось, оно продолжилось, потому что признать свою неправоту Главный был просто не в силах.

Впереди ещё были Мары и безумно неграмотное введение в состав боекомплектов МИГ-23 МЛД ракет Р-73. Но это уже другая история...

--
Николай Степанов